Предложение представителя Московского Патриархата провести «ревизию» литературных текстов, в которых содержится «попытка оправдания педофилии», спровоцировало вчера скандал, когда выяснилось, что среди «окаянных» книг – романы «Лолита» Владимира Набокова и «Сто лет одиночества» Габриеля Гарсиа Маркеса. В Церкви считают, что раздуваемый скандал преследует цели ухода от обсуждения назревшей социальной проблемы.
Во вторник глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в интервью «Русской службе новостей» заявил, что следовало бы проверить на предмет «романтизации порочной страсти» романы Набокова и Маркеса, да и вообще, по его мнению, «очевидно, что популяризация этих романов в школе не добавит обществу нравственного здоровья».
На следующий день последовали комментарии деятелей культуры. «Люди, позволяющие себе подобные высказывания, не имеют никакого представления о том, что такое искусство, литература и культура вообще», – заявил драматург Леонид Зорин. В более спокойных тонах были выдержаны отзывы члена Общественной палаты журналиста Николая Сванидзе и спецпредставителя президента России по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого. Сванидзе предположил, что Чаплин просто пошутил, ведь тогда придется «проверить Гомера и Шекспира на предмет жестокости и насилия, а Куприна – на предмет сцен, содержащих эротику и секс». Швыдкой, признав, что, безусловно, «есть книги, которые не стоит рекомендовать читать детям, и к ним относятся «Лолита» и «Сто лет одиночества», отметил, что было бы «в высшей степени вредно», если бы этими романами занялась, например, Генпрокуратура.
В свою очередь, протоиерей Чаплин отметил вчера, что ведет речь не о романах, а о «тех попытках оправдания педофилии, которые имеют место в современной России, что, впрочем, не должно лишать никого права оценивать с нравственной точки зрения любые произведения искусства, старые или современные».
Напомним, что история мировой литературы знает немало случаев обвинений в безнравственности произведений искусства, признанных позднее шедеврами, например, «Госпожа Бовари» Гюстава Флобера и «Цветы зла» Шарля Бодлера. Католическая церковь в Средние века даже составила «Индекс запрещенных книг», отмененный только в середине XX века. Однако и самих христиан на заре истории этой религии обвиняли в безнравственности, да и сегодня делаются попытки в некоторых странах Европы запретить Библию как книгу, где оправдывается геноцид и пропагандируется насилие. Видимо, в подобных случаях стоит следовать словам Александра Пушкина о том, что художника следует судить лишь по законам, «им самим над собою поставленным».