Одна из столичных газет разразилась на прошлой неделе громкой сенсацией – «Старые крейсера превратят в атомных убийц». В публикации под таким заголовком зашла речь о том, что «Минобороны решило восстановить самые мощные в мире атомные крейсеры проекта 1144 «Орлан», превратив их в универсальные корабли-ракетоносцы, способные решать на море любые задачи: уничтожать авианосцы, отражать удары с воздуха, поражать наземные цели стратегическими крылатыми ракетами». Сообщение это вызвало у специалистов легкое недоумение.
Есть очень серьезный вопрос: зачем нам эти крейсера, которые сегодня ржавеют за ненадобностью у стенки, и кто их будет возрождать и модернизировать? На каких предприятиях и за какие деньги? Ответ на него не так очевиден, как кому-то кажется.
Начнем с того, что создавались крейсера класса «Орлан» в советское время действительно для борьбы с авианосцами. Понятно, с какими – с американскими. Во времена непримиримого идеологического и военного противостояния между двумя мирами, двумя системами иного и быть не могло. Хотя никому почему-то в голову не приходило, как можно бороться не с отдельными авианосцами, а с многоцелевыми авианосными группами (АМГ), которых у США 11 штук с 15–20 боевыми кораблями сопровождения в каждой, при помощи отдельных ракетных крейсеров. Пусть и «самых мощных в мире». Пусть и в ордере из двух-трех больших противолодочных кораблей и нескольких эсминцев. Четыре против одиннадцати, да еще с 40–50 истребителями и штурмовикками на каждом? Исход подобного боя, если бы он, не дай бог, разразился, очевиден – очередная Цусима, несмотря даже на имеющееся на крейсерах ядерное оружие.
Хорошо, что подобные апокалипсические сценарии обычно ограничивались только буйными фантазиями адмиралов и их начальников из Политбюро. Возрождать подобные сегодня никакого смысла нет. Мы с США, как утверждают руководители наших государств, – не противники, а кое в чем даже стратегические партнеры. Гоняться за авианосцами верхом на атомных крейсерах не будем. Как и на экранопланах. Да этого и не позволит нам бюджет – Вашингтон тратит в год на свою армию и флот 700 млрд. долл., мы запланировали на ближайшие десять лет чуть меньше этой суммы на обеспечение своих вооруженных сил самым современным оружием и боевой техникой.
Отсюда вопрос: кому выгодно возрождать ненужные стране старые корабли? Но если вспомнить историю с недавним ремонтом тяжелого атомного ракетного крейсера «Петра Великого», то без труда можно догадаться кому. В июле нынешнего года, сообщалось в отечественной печати, было, к примеру, возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора ЗАО «Специальная производственно-техническая база «Звездочка» Федора Барашко. Как установлено военной прокуратурой Северного флота, данный господин похитил из бюджета 265,4 млн. руб., выделенных на ремонт флагмана. Причем сделал он это, конечно же, не один. В деле фигурируют и другие должностные лица. Могут появиться новые фигуранты. Но мы сейчас не об этом.
Дело в том, что восстанавливать «Орланы» на судостроительных мощностях России сегодня фактически негде. Крупнотоннажные доки, в которые их можно поставить, есть сейчас только в Северодвинске Архангельской области на «Севмашпредприятии», но они на ближайшие годы заняты строительством еще шести атомных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955 класс «Борей» и такого же количества многоцелевых атомных подводных лодок проекта 855 класс «Ясень». Есть такие доки и на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, где в советские годы начиная с 1974-го, собственно, и строились крейсеры проекта 1144 «Киров», «Фрунзе», «Калинин» и «Андропов», ставшие потом «Адмиралом Нахимовым», «Адмиралом Ушаковым», «Адмиралом Лазаревым» и «Петром Великим», и на Северной верфи в том же городе. Но первый из заводов под угрозой банкротства и закрытия, а второй загружен на ближайшие годы гособоронзаказом на фрегаты проекта 22350, специальное судно связи проекта 18280 и корветами проектов 23180 и 23185. Нужно сначала выполнить гособоронзаказ, а потом думать об «Орланах». Ведь других серьезных промышленных площадок для работы над атомными ракетными крейсерами, к сожалению, нет.
Есть уже упоминавшееся ЗАО «СПТБ «Звездочка», но, как известно, оно не обладает лицензией на работы с атомными реакторами. А это на «Орланах» сегодня, как говорят, проблема номер один.
Конечно, можно «растолкаться», поставить на какое-то время в большой док «Адмирала Нахимова» или «Адмирала «Ушакова», но вывести его оттуда потом не удастся лет десять, не меньше. Некоторые директора судостроительных предприятий гениально умеют набрать заказы, получить доступ к бюджетному финансированию, а потом, грубо говоря, тянут кота за хвост, требуя все новых и новых денежных вливаний в бесконечный капитальный ремонт или новое строительство. Попросту говоря, пилят средства заказчика. Объективные и субъективные примеры налицо: авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который уже 10 лет модернизируется для Индии», первый из наших стратегических «Бореев» – «Александр Невский» (строится 13 лет), первый из «Ясеней» – «Северодвинск» (строится 18 лет), дизельная подводная лодка проекта 677 «Санкт-Петербург» (строится 14 лет)┘
Сколько лет будут тянуть из бюджета деньги на никому, кроме отдельных людей, не нужные «Орланы», если все-таки их удастся затолкать в гособоронзаказ, пусть каждый посчитает для себя сам.