Дмитрий Медведев считает, что за неприличные высказывания чиновник должен отвечать.
Фото Reuters
Вчера президент Дмитрий Медведев на заседании комиссии по модернизации ответил министру финансов Алексею Кудрину, который заявил накануне о своем нежелании работать в будущем под началом нынешнего главы государства. Этим ответом стало жесткое требование отставки. Несмотря на то что вчера же утром министр попробовал было публично дезавуировать свой протест. Таким образом Медведев продемонстрировал, что не хочет выглядеть после съезда единороссов «хромой уткой». Между тем эксперты ожидают в будущем больших трудностей на пути реализации многих президентских начинаний.
Напомним, Алексей Кудрин, узнавший последние новости со съезда ЕР, заявил: «Я не вижу себя в новом правительстве». «Дело не только в том, что мне никто и не предлагал, но, я думаю, что те разногласия, которые у меня есть, они не позволяют мне идти в это правительство», – добавил министр. Эксперты расценили это высказывание Кудрина как реакцию на предположительный отказ Путина отдать ему якобы обещанное ранее кресло премьера. Вчера утром появилось новое заявление Кудрина – с выражением готовности работать на страну ради реформ в любом качестве и на любом посту. Однако первое его слово было сказано. И услышано. Уже в воскресенье вечером появился комментарий пресс-секретаря президента Натальи Тимаковой, который оказался прологом вчерашней отставки.
Напоследок
На вчерашнем заседании комиссии по модернизации в Димитровграде, где присутствовал и Кудрин, Дмитрий Медведев назвал высказывания вице-премьера «неприличными»: «Такого рода заявления, сделанные в США, выглядят неприличными и не могут быть ничем оправданы». Президент напомнил, что «дисциплину и субординацию в правительстве никто не отменял»: «Вот Алексей Леонидович Кудрин, который здесь присутствует, сообщил радостную весть о том, что он не планирует работать в новом правительстве и о том, что у него есть практические серьезные расхождения с действующим президентом».
В ответ Кудрин сообщил, что обсудит этот вопрос с премьер-министром Владимиром Путиным: «Дмитрий Анатольевич, у меня действительно есть с вами разногласия, но я приму решение в связи с вашим предложением, посоветовавшись с премьер-министром». Тем самым Кудрин ясно указал, кто, на его взгляд, решает такого рода вопросы. Медведев, казалось, с трудом сдерживал ярость: «Вы можете посоветоваться с кем угодно, и с премьер-министром, но пока я президент, такие решения я принимаю сам».
«У меня есть ряд разногласий с Медведевым по экономической политике, они прежде всего касаются существенных расходов на военные цели», – говорил в Вашингтоне Кудрин. Вчера же Медведев подчеркнул: «Или же вы исходите из того, что разногласия, которые вы называете таковыми, не существуют, и тогда вам придется дать по этому поводу комментарий, если же эти разногласия существуют, я другого выхода не вижу, хотя мне, конечно, будет неприятно сделать то, о чем я сказал».
«В этой связи или в этом контексте я хотел бы заметить несколько вещей: во-первых, никакого нового правительства нет и никто никаких приглашений никому не раздавал», – заявил Медведев, добавив, что есть старое правительство, которое сформировано «мной, как президентом, и мне подотчетно».
Заметим, еще накануне пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков заявлял: «Нет сомнений, что Алексей Кудрин останется в команде Путина», он «продолжает работать (в правительстве)». «Демагогии о том, кто будет в составе правительства, а кого не будет, бесперспективны», – предположил Песков.
Станет ли поступок Медведева – а это действительно Поступок – последним в цепочке его инициатив? Насколько прочны позиции президента сегодня? Заметим, что ответ на его требование об отставке Кудрина поступит, видимо, не от самого Кудрина. Как отреагирует Путин на решительный афронт Медведева? Если откажет – то зачем ему в будущем такой премьер? А если поддержит, то будет ли это знаком того, что позиции Медведева во власти пока еще достаточно крепки?
(На момент отправки номера в печать ответ Кудрина на требование Медведева еще не был известен.)
Глава Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что «это нонсенс»: «Отставка министра – прерогатива президента». Разговоры о том, что Кудрин хотел сам работать премьером, Делягин считает пиаром самого Кудрина: «Когда искали лидера «Правого дела», Кудрин отказался.
Потому что лидер ПД планировался на пост премьера. А премьер планировался «под снос». Премьера предполагалось сделать козлом отпущения после либеральных реформ. И Кудрин как опытный царедворец этого для себя не захотел. И сейчас он просто воспользовался моментом, чтобы «соскочить»: обесценение рубля на ровном месте – очень грозный признак. Думаю, что Кудрин спровоцировал ситуацию. Потому что именно он стал человеком, который обусловил отказ от модернизации на протяжении всех 2000-х годов. И понятно, что сегодня кто-то должен за это отвечать». По мнению Делягина, пост нового министра финансов может занять вице-премьер Александр Жуков.
Смена руля
Положительный ответ Путина на требование Медведева об отставке Кудрина, впрочем, может оказаться последним жестом главного партнера в тандеме. Жестом широким – и прощальным. Поскольку президент Медведев, как он сам себя назвал, «пока еще президент». Между тем за Медведевым стоит целая цепочка важных законодательных инициатив, которые сегодня явно зависают. И дело не только в Кудрине – дело в перспективах модернизации страны.
Внешняя сторона событий превосходна. У Медведева не было своей команды? Теперь она у него появится, когда Путин утвердит новый кабинет министров. Эксперты несколько лет упражнялись в предположениях, отгадывая, кто из высших чиновников в большей степени «путинский», а кто – «медведевский». Время загадок кончилось.
В действительности все обстоит не так гладко. Главным образом – по части реформ, которые Дмитрий Медведев худо-бедно продвигал, пытаясь через Думу поправить законодательство. Как скажется перемена мест слагаемых на вершине пирамиды власти?
Владимир Путин и Дмитрий Медведев как политики, уже объявившие о смене места своей будущей работы, формально могут считаться «хромыми утками». Этот американский термин впервые был применен в отношении российской действительности в конце 2007 года. Тогда Путин объявил, что следующим президентом будет Медведев. Однако в США «хромая утка» – это еще и пренебрежительное определение для уходящего президента, с которым очень быстро перестают считаться.
Уходящим главой государства у нас является именно Медведев. Но до последнего времени он своей активности не снижал. Более того, именно под конец своих полномочий президент потребовал и даже добился создания системы постоянного контроля за выполнением его поручений. Прежде всего в адрес правительства. А еще он решил упрочить обратную связь главы государства с гражданами и бизнесом. Появились мобильные приемные президента и его инвестиционные уполномоченные в регионах. И вот теперь возникает вопрос – а как после 24 сентября российская государственная машина должна относиться к любого рода интенциям от «хромой утки» Медведева?
В Думе сейчас пребывает несколько законопроектов, внесенных президентом еще перед летними каникулами. Два из них содержат серьезную корректировку законодательства. Первый – по части либерализации Уголовного кодекса. Второй ужесточает антикоррупционные нормы. Заметим, что эти документы в последнее время уже демонстрировали крайне вялую динамику. Они еле-еле были приняты Госдумой в первом чтении... Что произойдет с ними в новой политической ситуации?
Депутат из ЛДПР Сергей Иванов полагает, что «у Путина и его окружения хватит ума, чтобы все-таки не делать из Медведева посмешище». И на всех инициативах нынешнего президента будущий глава государства свою визу поставит. Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов вынужден признать, что теперь в стране «все открыто будет делаться под Путина», а Медведев «назначен мальчиком для битья». Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов замечает: «Сегодня проявилось то, что было ясно давно. Медведев в тандеме – младший партнер. Как только Путин почувствовал, что ЕР реально теряет рейтинг и может не преодолеть планку в 50%, он тут же отдал ее Медведеву – потому что ему не жалко ни его, ни ее». Все опрошенные «НГ» политики выразили категорическое сомнение в возможности появления в России анонсированного на съезде ЕР «правительства молодых профессионалов». «Разве Медведев как президент смог сформировать свою команду?» – подчеркнул Обухов.
Собеседники «НГ» предсказывают, что ключевые кадровые перестановки в кабинете министров не будут медведевскими решениями. Какие рычаги остаются Медведеву? Только партия, которая всегда будет верна своему нынешнему лидеру. Поскольку «Единая Россия» прочно встроена Путиным в Общероссийский народный фронт (ОНФ). И кто бы ни рулил одним из вагонов этого бронепоезда, машинист всегда сможет обнулить его решения, направив состав по давно проложенному пути.
Обнуление политики
Председатель правления Института современного развития (ИнСоР) Игорь Юргенс скептически оценивает реальные возможности будущего премьера в новой для него роли. Собеседник «НГ» обращает внимание на важную деталь: «Мы в ИнСоРе с придыханием ждали съезда, потому что слышали о «народной программе», о «Стратегии-2020», о миллионе законодательных инициатив россиян, собранных Агентством стратегических инициатив... И все это было отброшено – оказалось, что съезд принял программу, состоящую из выступления двух лиц!»
Глава ИнСоРа считает, что теперь авторам его программы «не с кем вступать в серьезный спор»: «Мы продолжаем считать, что технологическая модернизация невозможна без модернизации политической системы. Мы понимаем, что выступавший в большей степени за стабилизацию нынешний премьер, будущий президент, наверное, придерживается несколько иной позиции по этому вопросу. Но те задачи, которые он ставит, включая подъем материального благосостояния россиян, невыполнимы без политической либерализации». Юргенс предлагает сурово поспорить с теми, кто не согласен с программой ИнСоРа. Но спорить ему сегодня, похоже, просто не с кем.
Решение Путина о ротации, считает эксперт, произошло с учетом международной обстановки: «Запад находится сегодня не в блестящем состоянии США, крупнейший форпост Запада испытывает грандиозные трудности в плане экономики, а они имеют свои последствия для политической системы, поскольку Европейский союз тоже на грани каких-то очень серьезных решений. На Ближнем Востоке накапливается потенциал огромного взрыва с непредсказуемыми последствиями. И наша внутренняя проблема сегодня находится на обочине мировой политики».
Нет такого пути, указывает Юргенс, «который был доступен царям, генеральным секретарям и предшествующим президентам, чтобы быть вне контекста международного управления, включая некие правила политической игры»: «И в этом смысле у Медведева, который провел эти четыре года в налаживании добрососедских отношений и дружбы с внешним миром, остаются шансы изменить обстановку внутри страны».
Лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук считает, что перемена декораций в отечественной политике принципиально ничего не меняет для граждан: «Ничего страшного не случилось, жизнь продолжается, по сравнению с истинными масштабами – это все... Что заслужили, то и получили». Человек, поспоривший в свое время с Путиным на рутинной встрече президента с «представителями общественности» и с тех пор считающийся многими самым политизированным деятелем искусства, призывает «ни в коем случае никому из нашей прекрасной страны не бежать». По мнению Шевчука, следует «рубиться, дышать полной грудью, иметь внутреннюю свободу, принимать правильные решения, задавать себе вопросы о смысле бытия». Его попросили ответить на вопрос: возможны ли мирные акции против выдвижения Путина в президенты. Шевчук не стал рвать страсти в клочья, заметив: «Все можно, нужно жить спокойно». Он еще раз подтвердил, что не намерен баллотироваться в президенты – в ответ на приглашение Бориса Немцова: «Политика – это не мое. Я гражданин страны...»
К какому президентству готова Россия? Похоже, ответ уже есть.