1 сентября 2006 года в «Независимой газете» в рубрике «Карт-бланш» была опубликована моя статья с таким же названием. В ней я писал о том, что сохранение Владимиром Путиным поста президента России по результатам выборов 2008 года может оказаться крайне полезным для российской демократии, так как в этом случае неминуемый экономический и (возможно) политический кризис заставит граждан задуматься о том, чья неэффективная политика была тому виной. И напротив, если бы удалось найти политического самоубийцу, который согласился бы стать «местоблюстителем» кремлевского кресла на четыре года, политическая судьба Путина была более радужной: ведь в 2012 году он смог бы вернуться к власти на волне народного разочарования политикой преемника – как возвращались к власти Шарль де Голль в 1958 году или Хуан Перон в 1973-м. Сценарий реальных событий в итоге оказался иным, однако основного тезиса той статьи он, как мне кажется, не опроверг.
Дмитрий Медведев, делегированный в Кремль на четыре года, в первые же месяцы своего президентства столкнулся с предсказанным мной финансовым кризисом – но не таким серьезным, который мог бы подорвать основы российской сырьевой экономики. Кризис был преодолен, хозяйственный рост замедлился, а аппетиты силовой олигархии возросли настолько, что бюджет вскоре может стать дефицитным в случае падения цен на нефть ниже 95 долл./баррель, тогда как пять лет назад он сводился и при 38 долл./баррель. Но сегодня тучи сгущаются вновь: никакие финансовые вливания пока не способны оживить западные экономики, впереди маячит призрак очередной рецессии, а внутри страны доля россиян, которые не удовлетворены грозящим растянуться на 24 года политическим жонглированием, уверенно растет. Система российской управляемой демократии с трудом пережила третий президентский цикл, но тем незначительнее шанс на то, что она переживет и «удлиненный» четвертый.
Поэтому сегодня мне остается повторить то, что я писал на страницах «НГ» пять лет назад: возвращение Путина в Кремль снова выводит на главную политическую сцену того, кто ответственен за проблемы страны, неразвитие ее экономики, полную подчиненность хозяйственных интересов политической целесообразности, сокращение прав и свобод граждан.
Совершенно несостоятельными выглядят высказывания ряда политологов, поспешивших заявить, что перемещением Медведева в Белый дом Путин выведет себя из-под ответственности за проведение непопулярных экономических реформ ближайших лет: очередного роста налогов и пошлин, повышения пенсионного возраста, нового перераспределения бюджета с нужд образования и здравоохранения в пользу силового аппарата и бюрократических структур. В системе власти, во главе которой стоит Путин, граждане будут возлагать ответственность на него и ни на кого иного. А что до его обещаний – типа доведения средней зарплаты до 32 тыс. руб. против нынешних 24 тыс. за три года, – то их легко сведут на нет два «приступа» роста валютного курса типа тех, что произошли всего лишь за один последний месяц. Так что ответственного все будут знать очень даже хорошо.
Путин возвращается в Кремль в идеальный для развития демократии в России момент – в момент, непосредственно предшествующий неминуемому разрушению той стабильной на первый взгляд системы, которую он создал. За последние 12 лет наш национальный лидер разучился (если даже умел) действовать в условиях серьезной политической неопределенности, адекватно откликаться на острые вызовы. Если таковые возникнут (а в том, что они возникнут, у меня практически нет сомнений), деструкция системы может оказаться довольно быстрой и драматической.
Российская политическая элита в очередной раз сделала ставку на Путина, уверовав, что наличие этого человека у кормила власти приносит с собой стабильность и гарантирует правящей бюрократии уверенность в завтрашнем дне. Но 25 лет, которые отмерил для себя Путин, – слишком большой срок. Если сейчас оглянуться назад, можно увидеть, что четверть века назад в мире не было мобильных телефонов и Интернета; Китай, недавно ставший первым экспортером мира, по размеру экономики не дотягивал до Голландии; в Эмиратах, где сегодня стоит самое высокое здание планеты и работает самый большой в мире аэропорт, добывали только нефть; да и Советский Союз казался вечным и нерушимым.
Процессы в современном мире идут и будут идти намного быстрее, чем изменяется сознание отечественных политиков. И в том, что наш «Титаник» столкнется с айсбергом во время вахты того же капитана, который и вывел его в рейс, будет великая сермяжная правда. Поэтому решение, принятое в субботу на съезде «Единой России», можно только приветствовать.