Игорь Левитин не испытал на себе особого недовольства депутатов.
Фото РИА Новости
Вместо жесткого разговора с министром транспорта Игорем Левитиным вчера Госдума фактически одобрила его деятельность. Причем это сделали и партия власти, и большая часть оппозиции. Требование об увольнении самого Левитина прозвучало всего один раз – от «Справедливой России».
Вчера перед Госдумой выступили министр транспорта Игорь Левитин, глава Ространснадзора Александр Касьянов и руководитель Росавиации Александр Нерадько. Их позвали для «разбора полетов» в транспортной сфере, где в последние месяцы происходит одна катастрофа за другой. Правительственный час был организован в экстренном порядке. Думское большинство вынуждено было уступить давлению оппозиции после крушения самолета Як-42 под Ярославлем. При этом все оппозиционеры обещали потребовать отставки Левитина.
Однако все произошло по-другому. Министр бодро вышел на трибуну и прочитал депутатам лекцию о том, что представляет собой транспортная безопасность. И из каких аспектов она складывается – это, по-крупному, инфраструктура, транспортные средства, госконтроль. По каждому из этих критериев, как выяснилось, наш Минтранс чуть ли не впереди планеты всей. Например, обеспечение инфраструктурной безопасности, которая как раз и входит в компетенцию государства, ведомство под руководством Левитина конкретно продвинуло вперед очень далеко. Перейдя к средствам транспорта, он сразу же оговорился: «Эта сфера относится к бизнесу». Впрочем, и здесь для государства есть место приложения усилий. Потому что предприниматели сами без господдержки тянут не везде.
Что же касается третьего аспекта транспортной безопасности – государственного надзора и контроля, то и здесь все в порядке. Во всяком случае, с нормативной базой, которая, по словам Левитина, полностью отвечает международным стандартам. Вот только с ее претворением в жизнь дела обстоят не очень хорошо. По той причине, что надзирающих чиновников с каждым годом все меньше, а поднадзорных предпринимателей слишком много. Недостаточность штатного расписания подтвердили и подчиненные Левитина. Это оказалось еще одним подходом к главной проблеме транспортной сферы – ее недофинансированию как со стороны государства, так и работающего здесь бизнеса.
Левитин неожиданно получил поддержку со стороны КПРФ. Представитель коммунистической фракции, выступавший в дебатах, фактически одобрил все объяснения министра. Только дополнительно указал ему на возможные происки иностранных производителей авиатехники. А в думских кулуарах лидер КПРФ Геннадий Зюганов потребовал отставки всего правительства: «Фактически любой министр при такой промышленной политике становится заложником. Поэтому надо слушать не только заложников, а тех, кто организует работу всех видов транспорта и довел до такого состояния нашу авиацию и речной флот». Кто это такие, Зюганов сказал прямо: «Политика нашего правительства во главе с Путиным привела к этим авариям, и решить проблему усилиями одного министерства практически нельзя». ЛДПР тоже не считает нужным настаивать на отставке Левитина. По мнению Владимира Жириновского, в катастрофах виноваты министр промышленности Виктор Христенко и замминистра транспорта Валерий Окулов. А еще Жириновский обвинил во всех бедах председателя комитета ГД по транспорту Сергея Шишкарева. «Единая Россия» призвала не устраивать охоты на ведьм. И лишь «Справедливая Россия» исполнила данное накануне обещание потребовать жертвы. Депутат Валерий Гартунг заявил Левитину, что поддержки от эсэров министр дождется в одном случае – если уйдет на покой.
Замгендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что такая интересная ситуация сложилась в Госдуме не потому, что Левитин – неприкасаемый министр: «Просто это не дело Думы – требовать отставок министров, у нас это решает совсем другой человек». Более того, считает эксперт, в стране существует неписаный свод правил, не рекомендующий депутатам ставить министров в неудобное положение, бросая им в лицо жесткие требования об уходе. Стоит отметить, что последнее, кроме того, ставит в неудобное положение и руководителя этих министров. А с ним депутаты любой политической ориентации, как правило, вступать в конфликт не хотят.