0
6964
Газета Политика Интернет-версия

19.09.2011 00:00:00

За что "Правое дело" уволило Прохорова

Тэги: правое дело, прохоров


Поход Михаила Прохорова в большую политику закончился полным фиаско. Он был отправлен в отставку с поста председателя «Правого дела» (ПД). Эксперты расценивают случившееся как проявление политической несостоятельности известного миллиардера: за время его пребывания на посту председателя ПД не привлекла новых сторонников, не прибавила в рейтинге, не выработала новой стратегии. Главной причиной политического банкротства Прохорова называют попытку перенести «ё-технологии» из автомобилестроения в партстроительство. По мнению представителя администрации президента, олигарх «перепутал «Правое дело» с собственным предприятием, а съезд – с корпоративом».

Съезд партии «Правое дело» завтра продолжит свою работу, но наиболее сенсационные события, связанные с ним, похоже, уже позади. 14 сентября делегаты отказались от услуг Михаила Прохорова, а тот, в свою очередь, созвал альтернативное собрание своих сторонников, на котором объявил о том, что с «Правым делом» теперь не связан.

Случившееся объясняют разочарованием, постигшим партийцев за три месяца руководства партией Прохоровым. «Когда его приглашали, с его кандидатурой были все согласны, – вспоминает и.о. председателя ПД Андрей Дунаев. – Более того, не секрет, что Михаил Дмитриевич был предварительно приглашен в администрацию президента, чтобы все согласовать». В «Правом деле», по словам Дунаева, поверили обещаниям Прохорова, «что он из партии сделает настоящую демократическую машину, которая победит на выборах».

Но надежды праводельцев не сбылись. «Рейтинг партии за эти три месяца никоим образом не поднялся. Он так и остался на уровне статистической погрешности», – сетует Дунаев. По данным ВЦИОМа, рейтинг ПД с 25 июня, дня, когда предприниматель был избран ее руководителем, лишь раз приблизился к 2%. Это было зафиксировано в опросе от 10–11 сентября (исследования ВЦИОМ проводит каждые выходные в 138 населенных пунктах 46 регионов среди 1600 респондентов). Остальное время он колебался в пределах 1–1,45%, то есть оставался таким же, как и до Прохорова. Между тем, по мнению социологов, либеральных взглядов придерживается 15–20% населения России. По сути, они – потенциальные избиратели «Правого дела», которых Прохоров даже не пытался привлечь. Директор Института политики и государственного права Виталий Иванов убежден: «Многое остальное ему бы (Прохорову. – «НГ») простили, если бы он реально начал вытаскивать партию, если бы действительно принес ей удачу».

Более того, добиться беспрецедентных для ПД полномочий единоличного лидера Прохорову помогали именно те, кого он потом со скандалом попытался изгнать из партии – братья Рявкины, Богданов и Дунаев. Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин предполагает: возглавив ПД, Прохоров решил, «что здесь можно играть так же, как и в сфере предпринимательства, где он привык все контролировать», но «вдруг выяснилось, что он должен играть по строго определенным правилам, что ему придется считаться с такими фигурами, как Богданов, Рявкин, Дунаев, которые, хотя и близки к власти, с его точки зрения, находятся с ним в совершенно разных весовых категориях».

Многих в «Правом деле» оскорбило и пренебрежительное отношение олигарха к членам возглавленной партии. «Сам Прохоров, не стесняясь, давал понять членам партии, что они ему не ровня и уважения не заслуживают. «Прохоров повел себя как слон в посудной лавке. Он обострял отношения со всеми значимыми игроками в партии, выходцами из СПС, Демократической партии», – соглашается гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов дипломатично называет стиль Прохорова нехваткой «культуры формирования политической команды». «За те несколько месяцев, которые он руководил партией, он настроил против себя существенную часть людей, которые аплодировали его приходу в партию, – делится впечатлениями политолог. – Причем настроил не какими-то жесткими, но справедливыми или необходимыми решениями, а жестким, специфическим стилем руководства, при котором и форма, и содержание решений оказываются непонятными и неприемлемыми для многих членов партии, при котором партия по ходу движения теряет свой ядерный электорат, не приобретая нового».

Кроме того, праводельцы так и не смогли смириться с тем, что их фактически отодвинули от предвыборной кампании. Прохоров привлек для ее проведения политтехнологов из Украины, ранее трудившихся в штабе кандидата в президенты соседней страны Арсения Яценюка и «уронивших» рейтинг политика почти в три раза, с 17% до 6%. Фактическим руководителем штаба ПД стал депутат Госдумы от ЛДПР Рифат Шайхутдинов, также в него вошли Петр Мостовой, Искандер Валитов, Тимофей Сергейцев и Дмитрий Куликов. Эксперты причисляют этих людей к движению методологов, так называемой группе «Научного фонда им. Г.П.Щедровицкого», имеющей весьма неоднозначную репутацию в профессиональных кругах. «Сайентологи из тоталитарной секты имени Щедровицкого» – к примеру, так характеризует представителей данной «школы» ведущий научный сотрудник Института системного анализа РАН Андрей Пионтковский. Не менее образен и замдиректора Национального института развития современной идеологии Глеб Кузнецов: «Команда шептунов, политических сектантов, непонятно откуда взявшаяся и непонятно какое отношение имеющая не то чтобы к правой партии, а вообще к российскому политическому пространству».

Для самих праводельцев появление столь одиозных персонажей стало сюрпризом. «Когда Михаил Дмитриевич пришел, мы дали ему кредит доверия по абсолютным полномочиям. Мы не ожидали, что он будет использовать свои полномочия таким образом. По сути, он их передал бригаде политтехнологов, которая активно работала в Украине», – разъясняет Дунаев. Член федерального политсовета партии Александр Безделов говорит о деструктивной роли, которую сыграли эти пиарщики: «Михаил Дмитриевич полностью положился в вопросах партийного строительства на свой штаб, возглавляемый Рифатом Шайхутдиновым, и действия этих людей были направлены на конфликт. На очевидную эскалацию конфликта между региональными отделениями и Михаилом Дмитриевичем».

Виталий Иванов подчеркивает – поведение Прохорова было явно оскорбительным для праводельцев: «Он относился к тем, кто был в проекте до него, как к мусору, который надо утилизировать. И кампанию он собирался строить в первую очередь силами своего штаба, сформированного из людей, которые к партии ни прежде никакого отношения не имели, ни, я думаю, не имели бы его и после окончания кампании». «Окружившие Прохорова штабисты-методологи не были ни разу «правыми», – соглашается вице-президент фонда «Либеральная миссия» и активист ПД Ирина Ясина.

Но среди всех спорных решений, принятых под эгидой Прохорова, самым скандальным оказалось привлечение в федеральный список «Правого дела» основателя фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана. На его кандидатуре еще летом настоял сам лидер партии, несмотря на ее явное несоответствие идеологии правой партии. «Очевидно, что г-н Ройзман крайне далек от либеральной идеологии (о чем он сам и говорил) и очень близок к националистической – весь его предыдущий политический опыт, который оказался заслонен «Городом без наркотиков», об этом и свидетельствует», – отмечает известный тележурналист Владимир Соловьев.

Прохорова не остановило даже наличие у протеже богатого криминального прошлого. В 1981 году Ройзман получил три года за несколько преступлений – квартирную кражу, мошенничество, незаконное хранение оружия. Потом судимость, согласно отечественной правоприменительной практике, была снята. В 90-е занимался контрабандой золотых изделий из стран Азии. В 1998 году занялся рэкетом наркоторговцев, используя дружеские связи с руководством УВД Ленинского района Екатеринбурга. А уже в 1999 году Ройзман стал основателем фонда «Город без наркотиков», убив сразу двух зайцев: легитимизовал криминальный бизнес и себя в политике.

За эти годы звучало много обвинений в адрес Ройзмана по поводу его криминальных связей. Утверждалось, что его ближайший друг – бывший наркоман, судимый, некогда входивший в ОПГ «Синие» Андрей Кабанов («Дюша»). А такие «соратники», как Александр Мурзиков и Денис Перцев, имеют судимости за изнасилование. Александр Шумилов из Ангарска замечен в связях с местной ОПГ, контролирующей большую часть наркорынка в городе. Максим Курчик и Станислав Абазьев в одном из «реабилитационных центров» насмерть забили двух наркоманов. 23-летняя националистка Василиса Ковалева, начальник аналитического отдела фонда «Город без наркотиков», признана виновной в участии в экстремистской националистической организации «НСО-Север» (ячейка «Национал-социалистического общества», закрытого Верховным судом РФ в феврале 2010 года), участии в убийстве и покушении на убийство. Всего на счету «НСО-Север» 25 трупов гастарбайтеров и россиян нетитульной национальности.

Отстаивая Ройзмана, Михаил Прохоров проигнорировал мнение большинства однопартийцев, считавших неприемлемым участие «наркоборца» с сомнительной репутацией в жизни ПД. «Фактически лидер партии отказался от всех своих членов только ради Ройзмана. Тем более что среди этих 50 тыс. членов были и те, кто вложился в избирательную кампанию, и те, кто рассчитывал на попадание в предвыборные списки», – отмечает праводелец Андрей Богданов.

Член Федерального политсовета ПД Игорь Коновалов подчеркивает, что расположение Прохорова к Ройзману коснулось и соратников последнего: «К примеру, ему понравился Егор Бычков – глава фонда «Город без наркотиков». И все бы ничего, но у будущего кандидата в депутаты Госдумы незаконченное среднее образование. Благодаря личной симпатии Прохорова Бычкову даже удалось протащить во главу избирательного списка на местных выборах своего друга. Для этого хватило одного звонка Прохорову». Напомним, что год назад суд признал Егора Бычкова виновным в похищении и незаконном лишении свободы человека, приговорив его к 3,5 года в колонии строгого режима условно.

По мнению экспертов, Прохоров нарушил не только внутрипартийную этику, но и общепринятые правила игры. В начале нынешнего политического сезона руководители российских партий по инициативе лидера ЛДПР Владимира Жириновского подтвердили на встрече с президентом России «джентльменское соглашение» – противодействовать проникновению криминалитета во власть. «Есть четко установленное правило – людей с криминальным прошлым в списки не включать, – подтверждает Виталий Иванов. – Это правило стали применять как минимум с 1999 года┘ И Михаил Дмитриевич не мог не знать об этом. Как и о том, что у Ройзмана криминальное не только прошлое, но и настоящее: его ассоциируют с ОПГ «Уралмаш».

Однако лидер ПД незадолго до сентябрьского съезда пошел на обострение ситуации, объявив о том, что если партия не примет Ройзмана, он уйдет вместе с ним. «Прохоров, – комментирует Дмитрий Орлов, – показал себя как недоговороспособный, неспособный к диалогу с элитами и с электоратом политик, опирающийся только на лиц из своего ближайшего окружения и технологов. В политике так действовать невозможно».

По словам Орлова, Прохоров действовал в «Правом деле» «как в бизнес-проекте, причем в таком, где он является единственным акционером, то есть очень жестко». Политтехнолог Марат Гельман придерживается того же мнения: «Бизнес-опыт не то что не помогает, а даже мешает политике. Вещи, которые одинаково называются, в политике они совсем разные».

Однако уже после развода с «Правым делом» предприниматель и его сторонники позволили себе несколько комментариев, из которых следовало, что расставание с ПД произошло в том числе из-за «давления» со стороны Владислава Суркова. «Когда они говорят о давлении Кремля, это выглядит очень странно, – удивляется гендиректор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев. – Прохоров всегда ассоциировался с действующими властями. И он позиционировал себя как полностью лояльный администрации президента политик». «Видимо, Прохоров и Кремль по-разному понимали суть достигнутых между ними договоренностей», – высказывает свои соображения президент Института национальной стратегии Станислав Белковский. По словам политолога, только этим можно объяснить крайнюю непоследовательность Прохорова в оценке отношения к нему и правому проекту со стороны действующей власти, которую он в итоге пообещал «уволить». Но, как не без иронии заметил на это источник в АП, пожелавший остаться неизвестным, «пока эта власть уволила Прохорова».

Нельзя не отметить, что само увольнение Прохорова прошло с соблюдением всех демократических процедур, то есть решение об этом принял съезд возглавляемой им партии, региональные лидеры правых со всей страны. «Российские правые в большой степени люди ценностей, хороших, плохих, современных, устаревших – неважно. И сложно вызвать признание и популярность в их среде, если публично об эти ценности вытереть ноги. Вне зависимости от того, на какой позиции в списке Forbes ты находишься», – замечает Глеб Кузнецов.

Завтра на съезде ПД предстоит утвердить предвыборные списки и выбрать нового лидера. «Те проблемы, которые у партии были до прихода Прохорова, остаются и после его ухода», – резюмирует Виталий Иванов. Михаилу же Прохорову политическая карьера уже не грозит, уверены наблюдатели. «Прохоров записал на свой счет очередное поражение. Ведь его фиаско с партией нужно рассматривать в ряду других неудач последних лет. С энергетикой у него не задалось – пришлось продавать компанию, с биатлоном не заладилось – пошли у нашей сборной разгромы, баскетбольный клуб не блещет, медийные проекты не окупаются... У него последний был успех накануне кризиса, когда он удачно продал много акций, а с тех пор все не ладится», – резюмирует Виталий Иванов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1106
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1272
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1388
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3541

Другие новости