Минюст признал альтернативный съезд партии легитимным.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера в Москве прошли два съезда партии «Правое дело». Один из них в Центре международной торговли, а второй, с присутствием лидера партии Михаила Прохорова, в Российской академии наук. Скандальная ситуация разрешилась закрытием правого проекта. Бывший лидер ПД, снятый со своего поста, вступил в открытую полемику с Кремлем. «НГ» предлагает шесть версий развития событий, предшествующих съезду, и прогнозы экспертов.
Несмотря на то что обстановка на форуме была ажиотажная, на организации мероприятия это никак не отразилось – чувствовалось, что были вложены большие деньги. Михаил Прохоров сидел в президиуме между Евгением Ройзманом и Аллой Пугачевой.
Отлучение
Предложенная журналистам на входе обширная предвыборная программа партии так и не понадобилась. Это стало понятно после первых слов Михаила Прохорова. Он заявил, что первый замглавы администрации Владислав Сурков на самом деле является кукловодом, который дезинформирует руководство страны, давит на СМИ и манипулирует гражданами. Прохоров призвал своих сторонников выйти из «кукольной кремлевской партии», в которую после рейдерского захвата людьми из администрации президента превратилось «Правое дело». И чьи ряды олигарх уже покинул накануне вечером: «А я буду делать все возможное, чтобы отправить Суркова в отставку». Ошеломленный зал отреагировал бурной овацией.
«Что же делать людям, которые хотели за вас голосовать?» – в расстроенных чувствах спросила у олигарха его сторонница. Прохоров уверил, что из политики уходить не собирается, а через семь дней, возможно, объявит о создании нового движения и своих дальнейших планах. В ближайшие дни он донесет до президента и премьера свое видение позиции Суркова. В окружении телекамер и десятков журналистов Прохоров выглядел эффектно – 800 миллионов, которые он, по собственному утверждению, потратил на «Правое дело», зря не пропали.
В ПД между тем уже выразили готовность эти деньги вернуть Прохорову обратно – правда, откуда они возьмут немалую сумму, там не уточнили.
Отвечал на вопросы о президенте и премьере Прохоров уклончиво. Сначала заявил, что выступать против тандема он не будет, а готов только дружить, отметив, что он не революционер. Однако журналисты недоумевали – почему у олигарха открылись глаза на роль Суркова в уничтожении в стране выборов только сейчас и о чем именно он собрался доносить президенту и премьеру – дескать, неужели они об этом и так не знают? Прохоров прямого ответа и на этот вопрос не дал. Заметив, что не против видеть в рядах своих сторонников оппозиционеров, в том числе и из ПАРНАСа. О возможности обсудить с Прохоровым сотрудничество одним из первых заявил вчера Интерфаксу сопредседатель ПАРНАСа Михаил Касьянов.
Алла Пугачева сказала корреспонденту «НГ», что без Прохорова она себя в этой партии не видит: «Я сюда пришла по приглашению Миши, и без него мне в ней делать нечего». Со сцены певица приоткрыла тайну своей симпатии к Прохорову: «Он одинаково со мной мыслит, я готова во всем его поддержать».
Речь Прохорова вовсе не была похожа на истерику. Он в отличие от других делегатов выглядел вполне уверенно. И лишь отшучивался, когда его сравнивали с Михаилом Ходорковским. «Его речь наверняка была согласована с Путиным, с которым он вчера встречался. Прохоров торговался и хранил молчание до последнего, – предположил источник «НГ». – Не исключено, что именно с подачи Путина может исходить тезис об отставке Суркова, который уже всех достал».
Но прежде всего происходящие события – удар по Медведеву, убежден собеседник «НГ»: «Если президент проигнорирует ситуацию, сложившуюся в партии, можно будет с гигантской долей уверенности сказать, что в президенты пойдет Путин в команде с Прохоровым – премьер-министром».
Многие делегаты уверенности своего лидера не разделяли и после отъезда Прохорова отправились на «легитимный» съезд в ЦМТ. Сказать, выйдет ли он в итоге из партии, затруднился в интервью «НГ» даже член ПД Леонид Гозман, заявив, что решит это вечером. Однако он уверил «НГ», что из политики не уйдет и будет в случае чего воссоздавать «Союз правых сил». Сразу поехали на легитимный съезд в Международный торговый центр в основном люди из регионов, у которых на носу региональные выборы, потому им просто не хочется терять партию из-за личного конфликта Прохорова с Кремлем. «Это мальчик, который думает только о себе. Очень эффективный менеджер, но абсолютно неопытный политик, – рассказал «НГ» источник из партии. – Если ему хотелось показать свою самостоятельность, надо было делать это после выборов».
В Центре международной торговли вчера состоялся второй, альтернативный съезд партии «Правое дело». В нем участвовали 75 делегатов. Из них 69 были представителями от регионов. В президиуме съезда восседал один человек – бывший председатель исполкома, а ныне врио председателя Андрей Дунаев. В повестке дня значились два пункта: внесение изменений в Устав и участие партии в предстоящих выборах в Госдуму.
Дунаев заявил: «Только что нам стало известно, что Михаил Прохоров собирается создавать новую партию. Уважаемые коллеги, как вы можете наблюдать, он крайне последовательный человек». Представитель ростовского отделения «Правого дела» Виктор Петров сказал «НГ»: «Для меня произошедшее – огромная неожиданность. Мы считаем, что у нас великолепный лидер. Но я голосовал за интересы партии – чтобы она уцелела». Глава подмосковного отделения Борис Надеждин пояснил «НГ»: «Этот съезд легитимен, так как здесь представлены делегаты из всех регионов страны. То, что проводит Прохоров, можно назвать собранием сторонников». Разразившийся накануне выборов скандал Надеждин расценил как «плохо влияющий на репутацию перед выборами». Он не исключил возможности, что в будущем пост лидера партии может занять медийная персона. Заметим, на съезде присутствовали Сергей Доренко, Максим Шевченко, Сергей Минаев и Владимир Соловьев.
Мнение эксперта
По словам главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, действующая власть фактически взяла на себя часть ответственности за скандал: Прохоров почувствовал, что им манипулируют. И если бы он решил сохранить партию или ее часть, оставаясь лидером, все равно у партии был бы низкий шанс, чтобы пройти в Думу. Однако он выбрал другую стратегию». «Он все равно контактировал с тандемом и имел с ним договоренности, – говорит Павловский. – Имея договоренности с одной стороной тандема, он мог отправиться с некими проблемами к другой стороне. Поэтому он и вел себя так уверенно». По мнению эксперта, Прохоров создал кризис, который ослабил администрацию президента. И то, что лидеру ПД как минимум не удастся вернуть потраченные на партию деньги, будет самой малой формой наказания, которая его ждет: «Правое дело» сведено к нулю, оно опозорено, и комбинации с ним бесполезны. Правый проект в этой форме закрыт». Тем не менее, заметил собеседник «НГ», Прохоров не противопоставил себя Путину и сохранил определенный уровень договоренности с ним в отличие от договоренности с Кремлем: «Путин может втихомолку посмеиваться по поводу происходящего. А как лидер партии «Единая Россия» он не может не оценивать удобство того, что у партии есть такой яркий, но при этом бессильный враг Прохоров – сперва работавший в рамках правого проекта, потом объявивший этот проект кремлевским. Но он же работал в этом проекте. Он должен теперь объяснить, почему он в нем работал. В этом вопросе у него слабоватая позиция, он не договаривает».
Михаил Прохоров намерен остаться в политике. Фото Reuters |
Политический тупик
Версия №1: Социология подкачала...
Михаил Прохоров провел этим летом весьма активную кампанию – его баннеры красовались во многих городах. И когда их начали демонтировать, казалось, рейтинг лидера партии поднимется. Но этого не произошло. По данным социологических служб, в сентябре он остался на уровне в 1–2%. Что не дает возможности «Правому делу» преодолеть проходной барьер в Государственную Думу. Не поможет и президентская законодательная поблажка: 5–7 проходных процентов для малых партий. Вероятно, что большую роль здесь сыграло отсутствие четкой самоидентификации Прохорова: уже в самом начале своей политической карьеры он мог бы определиться точно и со своими союзниками, и с противниками. Вместо этого мы слышали о том, что у партии нет принципиальных расхождений с партией власти. Тогда вопрос: зачем в Думе еще одна партия – с похожими установками?
Можно допустить, что Прохоров в ситуации невысокого рейтинга решил покинуть партию с минимальными издержками – в том числе финансовыми, накануне самых значительных трат на проведение парламентской кампании. Потеря 800 млн., которые, впрочем, он намерен вернуть, не выглядит слишком большой платой за приобретение имиджа политика, сопротивляющегося давлению властей. Заметим, кстати, что попытка возвращения денег не слишком обоснована: в конце концов, он участвовал в проекте, который финансировал по доброй воле. И от которого сам же отказался.
Версия № 2: Бунт отверженных
В «Правом деле» почти сразу после прихода Прохорова сложилась конфликтная ситуация. Так называемые «старые правые» поначалу видели в новой фигуре на посту лидера богатого и влиятельного человека, вхожего в Кремль. Прохоров легко отстранил от руководства тройку прежних сопредседателей. Казалось, так же легко пойдет работа и по другим направлениям.
Однако скоро выяснилось, что золотой дождь на региональные ячейки не пролился. А ведь избирательная кампания для регионалов – источник немалых доходов. И трудно проверяемых расходов. Вместо денег из Москвы стали приезжать «новые правые», близкие новому руководству люди. Они проводили свои параллельные конференции, выбирая на съезд новых делегатов. Совсем не тех, кто, казалось, заслужил в течение долгих лет доверие своей кропотливой работой на благо «Правого дела». А ведь эти люди надеялись на прохождение в Думу – Охотный Ряд казался таким близким после щедрых авансов Прохорову со стороны руководства страны. Вместо поддержки старые кадры получили афронт: многие региональные отделения были распущены. Остальные жили в напряженном ожидании – они видели, как скор лидер на расправу с теми, кем он недоволен. Нестабильность в партии увеличивалась. И, разумеется, скандалами вовсю пользовались политические соперники Прохорова. Но лидеру ПД казалось, что все это легкопреодолимо. Но бизнес-вертикаль давала сбои на партийной почве.
Версия № 3: Бодался теленок с дубом
Представляется, что Прохоров серьезно переоценил свои силы в конфликте с первым замглавы президентской администрации Владиславом Сурковым. Заявив, что уйдет из проекта вместе с Евгением Ройзманом, от которого его попросили избавиться, лидер ПД не оставил себе пространства для маневра. На что он рассчитывал? Что Кремль скажет: «Ладно, мы уступаем, ты такой крутой, решай сам»? Сложилась патовая ситуация. Казалось, что Прохоров тянет время в ожидании разговора с руководителями страны. Однако то, что он, вероятно, так и не смог дозвониться до замглавы кремлевской администрации, не означает, что Медведев и Путин не смогли легко дозвониться до Суркова по поводу Прохорова.
Корреспондент «НГ» попросил представителя кремлевской администрации прокомментировать заявление Михаила Прохорова о том, что он будет добиваться снятия с должности Владислава Суркова. Источник в администрации президента на наш вопрос отреагировал фразой: «Пока что Сурков снял Прохорова». Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил вчера: премьер в курсе раскола в партии, но встреча с Прохоровым у него не запланирована.
Версия № 4: Проблема «Кремль–Ройзман»
Ставить ультиматумы власти – дело неблагодарное. Опытный политик никогда не станет озвучивать условий своего ухода со сцены. Потому что это будет мгновенно использовано его политическими противниками. Уж они-то постараются эти условия своему оппоненту организовать. А защищать соратника можно по-разному. Можно увести его в тень. Упрочить свои позиции на партийной площадке. Вывести товарища из тени. Помочь ему создать группу поддержки. Ввести в политику. Но требовать немедленного удовлетворения своих требований – завести ситуацию в тупик.
Стоила ли игра свеч? Почему Прохоров не просчитал все риски своего ультиматума? Вариант цивилизованного выхода из тупика оставался еще в первый день съезда. Делегатам могли предложить обсудить кандидатуру Ройзмана, и голосование скорее всего оказалось бы не в его пользу. И это был бы честный выход из западни, в которую угодил начинающий политик. Поскольку конкретные обещания связывают по рукам и ногам.
Такую уж великую ценность для «Правого дела» представлял Ройзман? Вот уровень его понимания проблемы: Прохоров поступил благородно, как настоящий мужчина, устоял перед беспрецедентным давлением Кремля, вступился за друга. Результат: Ройзман приобрел настоящего друга – так он сказал во вчерашнем эфире телеканала «Дождь». Вот только страна при этом потеряла правый проект.
Версия № 5: Президентская
Мог ли Прохоров рассчитывать на поддержку Дмитрия Медведева, если президент в августе, на встрече с руководителями партий, где был и лидер ПД, убедительно просил их людей с сомнительной репутацией в Думу не пускать? Ройзман стал персоной нон грата в политике, напомним, еще во время прошлой парламентской кампании, когда его пригласили в свой список эсэры. Тогда Сергей Миронов вовремя решил проблему, в которую уперся Михаил Прохоров. Недоумение вызывает само стремление Прохорова урегулировать отношения с Кремлем. Ведь он считает себя независимым политиком. Если лидер ПД действительно независим – то какое значение для него имеет поведение администрации президента? Какие переговоры он может вести с ее представителями? В чем обвинять? Чего добиваться?
Версия № 6: Парламентская
Обратим внимание на то, что трудности в реализации прохоровского проекта совпали по времени с активизацией партии «Яблоко». Григорий Явлинский, подобно Фениксу, появился на публике и возглавил избирательную кампанию своей структуры. Он приглашается на ТВ, дает интервью прессе. Он моложав и энергичен. Складывается впечатление, что в Думе именно он займет место – либо на приставных стульях в случае набранных 5–6%, либо во главе фракции, если преодолеет семипроцентный барьер. И тогда Западу будет представлена обновленная Дума – с элементами демократии. «Правое дело», одной из функций которого была еще и представительская, оказывается лишним. Явлинский для Запада выглядит фигурой более весомой, чем «куршевелец» Прохоров. Таким образом, повышается степень легитимизации российского парламента, что устраивает практически все политические силы и у нас, и на Западе.
Однако за партией Прохорова стояли не только члены «Правого дела». Но и люди, избиратели, ожидающие появления на политической арене настоящей правой партии. Чтобы за нее проголосовать на ближайших выборах. Теперь им голосовать не за кого.