Михаил Прохоров не хочет уходить из «Правого дела».
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера открылся съезд «Правого дела». Он начал работать в обстановке сумятицы и неясности. Отсутствие информации о съезде и о ситуации в партии рождало слухи – в частности, о том, что Михаила Прохорова на посту лидера может заменить один из его соратников. Вчера вечером Прохоров попытался слухи дезавуировать, обвинив администрацию президента в попытке дестабилизировать обстановку в «Правом деле». Однако вопросы остаются. Эксперты рассматривают несколько вариантов развития событий в партии.
Предшествовали съезду «Правого дела» многочисленные скандалы, связанные и с демонтажем его рекламных баннеров, и с сопротивлением курсу председателя ПД так называемых старых правых – представителей региональных отделений. Много вопросов возникло у наблюдателей и по поводу манифеста «Правого дела», некоторые положения которого казались противоречивыми и тождественными программным положениям других партий. Вызывала недоумение и неопределенность рассуждений лидера по вопросу отношения к власти и конкурентам в избирательной кампании.
«Никакого раскола нет»
Камнем преткновения в последние предсъездовские дни стала история с включением в партийные списки главы проекта «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана. Прохоров вступился за соратника, объявив о готовности уйти вместе с ним в случае усиления давления со стороны власти.
Он обвинил «отдельных сотрудников администрации президента» в том, что они пытаются раздуть скандал вокруг его партии. И якобы оказывают давление на делегатов съезда из регионов: «Никакого раскола в партии нет, есть попытка ряда сотрудников администрации президента взять под контроль партию «Правое дело». Лидер ПД пообещал журналистам предъявить доказательства своих слов: «У нас есть съемки, у нас есть документы, видеодокументы, мы вам все готовы предоставить».
Вчера, сообщил Прохоров, к примеру, 21 человек зарегистрировался в качестве делегатов, однако данных о том, что они были избраны на съезд, у руководства партии нет: «Кто их выбирал, мы до сих пор не знаем, документов у нас сейчас нет. Мы этим занимаемся и, думаю, что к концу вечера обязательно все получим». Вчера же появилось сообщение о том, что сценарий съезда Прохоров согласовал с администрацией президента – об этом рассказал Интерфаксу источник в администрации главы государства: «Съезд идет по сценарию, который Прохоров согласовал с администрацией президента». По словам информированного источника, представители администрации и Минюста присутствуют на съезде по приглашениям, отправленным Прохоровым.
Лидер ПД заявил о прекращении полномочий действующего исполкома партии и об исключении из нее Андрея Богданова, избранного ранее на съезде председателем мандатной комиссии: «Сейчас прямо при вас я подпишу решение лидера, право на которое мне дал устав. Я на основании данного устава прекращаю действие существующего исполкома».
Ройзман преткновения
Источник «НГ» в руководстве партии считает, что на сегодняшнем заседании съезда все-таки будет поставлен вопрос об исключении из списков кандидатуры Евгения Ройзмана, – из-за его связи с криминалом. И дальнейшие сценарии развития событий, касающиеся будущего Прохорова в ПД, будут зависеть от голосования делегатов. Прохоров, подтверждает собеседник «НГ», поставил Кремлю ультиматум: без Ройзмана он в партии не останется.
А скандал с мандатной комиссией возник из-за сомнений в отношении документов, предоставленных региональными отделениями – поскольку, вероятно, к ним впоследствии может придраться Минюст, заметил собеседник «НГ».
По словам источника «НГ», на съезде стояла сильная ругань – при этом кто-то поддерживал кандидатуру Евгения Ройзмана, а кто-то был против. То, что обстановка на форуме была далека от безмятежной, подтверждается и видеозаписями, которые позднее выложил в Twitter член ПД, телеведущий Александр Любимов. Видно, как люди ругаются, а некий человек со сцены предлагает отложить съезд на следующий день – до приезда Михаила Прохорова. «Сегодня решались аппаратные вопросы, – пояснил «НГ» член ПД Евгений Ройзман. – О моей кандидатуре вообще речи не было». По его словам, никаких конкретных решений принято не было: «Однако все, что направлено против Прохорова, направлено и против партии». Источник «НГ» на съезде заявил, что со всеми делегатами в предшествующий съезду день беседовали в администрации президента, объясняя, как им себя вести. С ними встречался первый замглавы администрации президента Владислав Сурков и два его помощника. По словам собеседника «НГ», речь шла о том, чтобы делегаты вели себя потише – как на съезде, так и во время предвыборной кампании, а необходимые 7% партии якобы «нарисуют».
Сам Евгений Ройзман подтвердил «НГ», что на съезде к нему действительно подходили некоторые делегаты со словами поддержки. Он догадывается, чем помешал людям из администрации президента: «Я, когда работаю на выборах, много голосов набираю. Я могу «привести улицу», то есть людей, которые до этого вообще не ходили голосовать».
Другой источник «НГ» в партии считает, что происходящее в ПД – следствие внутрипартийного конфликта между командами новичков и «старых правых». Поскольку команды сформировали разные избирательные списки. И Ройзман фигурирует в обоих: «Весь вопрос в том, где ему баллотироваться. Некоторые считают, что в федеральном списке, а некоторые – что в Свердловской области».
Будущее в тумане
По мнению директора российских и азиатских программ Института мировой безопасности Николая Злобина, отношения Прохорова с Кремлем «сложнее, чем представляется некоторым»: «Там тоже есть разные группировки. Есть те, кто безусловно поддерживает его, которые вывели его на эту позицию, которые помогали ему сформировать партию, которые уже начали заниматься попытками обеспечить ему проходной барьер в Думу. Поэтому здесь он даже не волен просто уйти без «добра» со стороны этих групп, а, насколько я понимаю, такой команды он не получал. Более того, раскол в этой партии никому особенно не нужен».
Злобин уверен, что у Кремля нет альтернативы Прохорову: «Я вообще не понимаю, какая проблема может быть решена с его уходом. Это накладно в финансовом, пиаровском и политическом ключе». Осложнившиеся отношения Прохорова с Кремлем Злобин объясняет тем, что «Правое дело» может отнять голоса на выборах у «Единой России»: «Его главный противник – ЕР. Потому что за аппарат Зюганова или Жириновского голосовать будут в любом случае. Если Явлинский выдвинет Медведева, будучи в Думе, то Прохоров становится ненужным. Для этого Прохоров и планировался как план «Б». Но на Западе у Явлинского больше авторитет... Там он вызовет больше симпатий, чем Прохоров». И все же Прохорова рано списывать, уверен Злобин: «Яблоко» тоже не идеальный вариант для Кремля. Явлинский слишком может оказаться влиятельным».
Глава Института современного развития Игорь Юргенс выделяет важный политический аспект происходящего: «Даже если Прохоров считал, что потребность в правой партии понимает и глава государства, он должен был понимать, что наше политическое поле конкурентно. Что он борется за 7-процентный минимум голосов, за которые борются и другие: от коммунистов до «Патриотов России». Что никто эти 7% ему отдавать не намерен, что его будут психологически дестабилизировать, что некоторые его ходы будут не устраивать как власть, так и оппозицию. Это нормальная борьба. Он не сходит с дистанции. Но эта борьба и будет смыслом всего проекта доведения новых правых до парламента».
Вместе с тем, указывает Юргенс, шансы «Правого дела» пока не так велики, чтобы сегодня по этим основаниям оказывать на Прохорова какое-то большое давление: «Все понимают, что максимум, чего он мог бы достичь адской круглосуточной работой и привлечением популярных людей в партию, – это 7%. Это много, это большая борьба со многими оппозиционерами. Для ряда партий это вопрос и судьбы, и денег. С этой точки зрения мы переоцениваем давление на него из кремлевской стратосферы».
Евгений Ройзман может вконец рассорить лидера «Правого дела» с Кремлем. Фото РИА Новости |
Красная тряпка для Кремля
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов считает, что жестко настроены против Прохорова и выступают за его уход деятели из региональных парторганизаций «Правого дела», в большинстве своем являющиеся выходцами из СПС и «Демократического выбора». По мнению политолога, лидер ПД, отказавшись от многих традиционных идеологем этой партии до его прихода в нее, связанных с апелляциями к экономической свободе, к гражданскому самосознанию и т.д., не сумел взамен предложить каких-то новых. По словам эксперта, Михаил Прохоров, возглавив «Правое дело», ведет себя как слон в посудной лавке: «Он проявил себя как очень неопытный в политическом и технологическом смысле политик. Попытавшись привлечь различные электоральные группы, разнородные группы элит по принципу «где плохо лежит», своей неразборчивостью он настроил против себя прежнюю элиту и не создал при этом какой-то новой мощной коалиции». Возможно, именно поэтому не наблюдается существенной электоральной поддержки партии, да и рейтинг застыл на месте, говорит Орлов. Который предполагает, что уход Михаила Прохорова с поста единоличного лидера ПД предсказуем. «То, что он сегодня не появился на съезде, – считает руководитель АПЭК, – свидетельство того, что он понимает нависшую над ним угрозу и, возможно, даже осознает, что ему придется уйти с этого поста».
Дмитрий Орлов не отрицает, что лидерство в ПД Прохорова – практически кремлевский проект, но считает, что до истории с Ройзманом воздействие со стороны администрации президента было минимальным. «У Прохорова был реальный карт-бланш. Я знаю, что в Кремле были люди, которые считали, что он сможет преодолеть 7-процентный барьер. Отношения с Кремлем, сначала очень благоприятные, были резко испорчены в связи с присутствием в партии Ройзмана. Именно его кандидатура стала словно красной тряпкой для Кремля, который всегда последовательно боролся с присутствием в партийных рядах криминальных элементов».
Процедура этого ухода, предполагает Орлов, может быть разная: «Депутаты могли вчера за это проголосовать, могут – сегодня. Может, такое решение, как бы ссылаясь на Ройзмана, принять и он сам». Так или иначе, вероятность этого варианта развития событий, по мнению Орлова, очень высока, и тогда, без Прохорова, вероятность даже полупроходного – 5% – попадания в нижнюю палату парламента для «Правого дела» резко снижается.
Что, кстати, если взять в расчет прогнозы на расклад сил в Госдуме самого же Орлова, будет крайне невыгодно для «Единой России». Так, в аналитическом докладе АПЭК «Думская кампания-2011: интриги, сценарии и прогноз» наилучшие перспективы в плане конституционного большинства ЕР в ГД предусмотрены вариантом «3 + 2». То есть, если «в парламент проходят пять партий, две из которых – «Справедливая Россия» и «Правое дело» – формируют мини-фракции (вероятнее всего, по одному депутату)».
Исходя из этой логики, Кремлю, получается, крайне невыгодно совсем уж топить Михаила Прохорова, а заодно и партию «Правое дело» в целом.
«Поэтому, – говорит «НГ» директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, – логично было бы предположить, что происходящее сейчас в «Правом деле» – это попытка создания образа партии как независимой, самостоятельной, борющейся внутри себя с различными течениями, интригами, которая обороняется от попыток повлиять на нее извне и т.д.». Тренин убежден: все партийные скандалы, связанные в том числе с якобы нежеланием видеть в рядах ПД руководителя проекта «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, в первую очередь направлены на коррекцию имиджа партии. «Потому что слишком многие считают ее сейчас чисто кремлевским проектом, – говорит представитель Центра Карнеги, – а это для такой партии является смертельным». А Прохоров пошел сюда не для того, чтобы через несколько месяцев сойти с дистанции, убежден эксперт.
На момент отправки номера в печать источник в администрации президента сообщил Интерфаксу: «Действительно, вчера состоялась встреча Михаила Прохорова в администрации президента России, на которой Прохоров согласовал, что первый день съезда «Правого дела» будет посвящен процедурным вопросам. На второй день съезда должно было быть принято политическое решение по вопросу, связанному с исключением Ройзмана, и Михаил Прохоров должен был решить, уходит ли он вместе с Ройзманом, или остается во главе партии». В администрации президента последние заявления лидера партии «Правое дело» Михаила Прохорова назвали истеричными.