Депутатское сообщество разбавят партиями-миноритариями.
Фото РИА Новости
В прошедшие выходные состоялись съезды двух партий. «Патриоты России» и «Яблоко» утвердили списки своих кандидатов в Госдуму. Куда они, конечно, намерены попасть. Между тем, как стало известно «НГ», результаты избирательной кампании уже спрогнозированы по формуле «3+2» или даже «3+3». То есть три партии-победительницы плюс те, которые получают по одному-два мандата – за участие и обеспечение представительности выборов. Но главная польза от них будет в другом. «Единая Россия» сможет теперь не гнаться за неправдоподобно большими процентами. Потому что голоса, впустую отданные за «витринные» партии, все равно достанутся победителям. На политическом жаргоне это называется премией. И на этих выборах она ожидается огромной.
Все дело в известном законе о льготах для полупроходных партий, который, напомним, был инициирован президентом. Дмитрий Медведев в рамках модернизации политической системы предложил сделать так, чтобы неудачники выборов в Госдуму все-таки получали шанс в нее попасть. Как говорится, хоть чучелом, хоть тушкой. Для этого был придуман такой механизм: если партия набирает больше 5%, но не доходит до 6%, то ей положен один мандат, а если получено больше 6%, но все-таки не 7 с небольшим процентов, то уже два. Данная система была объявлена переходным этапом к снижению проходного барьера с нынешних 7 до 5% на выборах 2016 года. И распропагандирована, естественно, как очередной шаг в развитии парламентской демократии.
Только ближе к выборам стала отчетливо видна настоящая цель президентской инициативы. С ее помощью решаются две задачи – казалось бы, совершенно противоположные. С одной стороны, улучшается имидж Госдумы с точки зрения ее представительности. А с другой – получается, что партиям – фаворитам кампании уже не надо добиваться как можно большего процента. Потому что количество думских мандатов у них и так будет солидным – за счет так называемой премии. Это когда голоса избирателей, поданные за те партии, которые не преодолевают барьера, достаются фаворитам гонки. Так было всегда, но в этом году премия, вероятно, достигнет серьезных величин. По предварительным подсчетам, партии, заработавшие один-два мандата, отдадут победителям 70–80.
Например, при сценарии «3+2», как уже подсчитано специалистами, партии власти достаточно набрать 60, ну, может быть, чуть более процентов. И тогда нынешний результат – 315 мандатов – ей будет в принципе гарантирован. Партии, которые все это обеспечат, тоже называются открыто. Это ЕР, КПРФ и ЛДПР. Плюс «Справедливая Россия» и «Правое дело». Если, скажем, учесть историю возникновения последних и их отношения с властью, то можно предположить, что они добиваются максимума. То есть больше 6, но меньше 7%.
«Яблоко» и «Патриоты России» в сумме зарабатывают около 5%. То есть на эти четыре партии приходится примерно 19%. И тогда три победителя получают и свои голоса, и премию за счет тех, кто либо провалился, либо получил утешительный приз. Тут главное – не просчитаться и не выпустить коммунистов за предел в 90 депутатов. Чтобы они в пропагандистских целях не занимались постоянным инициированием вотума недоверия правительству. Возможно, именно поэтому ЛДПР, которая еще год назад считалась «фигурой уходящей», теперь снова на коне. Владимир Жириновский чувствует себя уверенно, особенно в тех условиях, когда он на телеэкране практически постоянно.
Вполне возможно, что не исключен и еще более радикальный сценарий «3+3». То есть когда в Госдуме одно кресло достается, к примеру, партии «Яблоко». Представительность нижней палаты в этом случае получается просто фантастической – в ней присутствуют целых шесть партий, чего не было уже давным-давно.
По поводу «Яблока» вообще ходят слухи, что решение сделать первым номером его выборного списка прежнего лидера Григория Явлинского принято неспроста. Например, упоминается некая встреча последнего с главой правительства Владимиром Путиным. На которой якобы и были оговорены условия возвращения «Яблока» в парламент. Да и трудно себе представить, что Явлинский вышел на свет после долгих лет отсидки в тени только для того, чтобы с треском провалиться. Заметим, что еще пару месяцев назад никто его появления и не предполагал. Но ведь при этой «витринной», то есть прямо-таки образцовой, представительности и премия, распределяемая победителями, получается еще большей. Стоит отметить, что в этом случае ЕР скорее всего можно будет даже и не стремиться перепрыгнуть планку в 60%, а удовлетвориться цифрой в 57–58%. Потому что конституционное большинство будет ей все равно обеспечено.
Любопытно, что при принятии президентского закона о мягком барьере оппозиционные партии эту его скрытую сторону разоблачать вовсе не хотели. Одни, очевидно, не исключали, что они этим законом и воспользуются, получая шанс зацепиться за Госдуму хотя бы кончиками пальцев. Другие же, видимо, смолчали потому, что надеялись поучаствовать в дележе премии. Однако теперь, как стало известно «НГ», КПРФ, к примеру, строит свою кампанию как раз исходя из формулы «3+2». Более того, коммунисты предполагают, что инициатива движения «НаХ-НаХ» может оказаться более или менее успешной и что испорченных бюллетеней будет больше, чем обычно. И тогда премия возрастет. Ведь недействительные бюллетени, участвуя в подсчете количества проголосовавших избирателей еще существенней уменьшают соотношение «проценты–мандаты».