0
1623
Газета Политика Интернет-версия

12.09.2011 00:00:00

В России начинается поиск безопасных авиакомпаний

Тэги: авиакатастрофа


авиакатастрофа Пассажирам остается только надеяться на надежность самолетов.
Фото ИТАР-ТАСС

Президент Дмитрий Медведев фактически признал, что система государственного контроля за сферой пассажирских авиаперевозок в России абсолютно неэффективна. Вчера по итогам совещания по расследованию причин катастрофы Як-42 в Ярославской области он поручил правительству закрыть к середине ноября все небезопасные авиакомпании, ужесточить проверки и повысить штрафы. В Минтрансе сообщили, что стабильная и надежная работа в сфере авиаперевозок может быть обеспечена пятью–семью крупными авиакомпаниями.

Президент поручил правительству до 15 ноября 2011 года разработать комплекс мер по прекращению в стране деятельности авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов. Также правительство должно подготовить и внести в Госдуму законопроекты, предполагающие увеличение административных штрафов за нарушение правил подготовки и выполнения полетов. Еще одна задача правительства – принять срочные меры по субсидированию лизинга гражданских воздушных судов, соответствующих требованиям безопасности, и по субсидированию местных и региональных перевозок. Минтрансу и Минпрому президент поручил оборудовать гражданские самолеты системами предупреждения и аварийными радиомаяками.

Одним из первых в президентском списке мероприятий назван пересмотр норм государственного надзора. И этот факт говорит о том, что вплоть до знаковой катастрофы эффективного надзора в гражданской авиации фактически не было. «То обстоятельство, что проведенная по горячим следам после катастрофы Як-42 в Ярославле проверка лайнеров этого типа в одночасье выявила целый ряд проблем, связанных с техническим состоянием воздушных судов (полеты сразу пяти машин были запрещены), говорит о том, что контроль осуществлялся, мягко говоря, не на должном уровне, – комментирует глава аналитической службы компании «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Более того, сама формулировка выступления господина Медведева, который поручил правительству до 15 ноября остановить небезопасные авиакомпании, предполагает довольно печальный вывод, что, по мнению президента, до настоящего времени система контроля допускала существование небезопасных компаний».

Днем ранее свои предложения о повышении надежности авиаперевозок высказал замглавы Минтранса Валерий Окулов. По его словам, в России стабильная и надежная работа в сфере авиаперевозок может быть обеспечена пятью–семью крупными авиакомпаниями. Сейчас, по его словам, с 90% объемов магистральных перевозок справляется около десяти авиакомпаний. Таким образом, теперь практически все авиакомпании рискуют попасть в список небезопасных. По данным Росавиации, в стране сейчас насчитывается свыше 150 авиакомпаний, имеющих сертификат эксплуатанта для осуществления коммерческих воздушных перевозок.

Но, уточняет Окулов, основная проблема кроется все же не в количестве авиакомпаний, а в наличии новой авиатехники. По его словам, сегодня единственный путь обновления и пополнения техники для региональных и местных авиакомпаний – это приобретение зарубежных воздушных судов. Если же авиакомпании делают ставку на отечественные самолеты, тогда им необходимо заниматься дооборудованием воздушных судов. По мнению Окулова, не столько государство должно заниматься проблемой технического оснащения, сколько сами компании. Просто для начала они должны осознать, что для них во главе угла стоит репутация, от которой зависит весь бизнес. Проблему не решит госконтроль, но ее решит самоконтроль компаний, считают в Минтрансе и тем самым снимают с себя ответственность за проблемы отрасли.

Многие опрошенные «НГ» специалисты называют начинающуюся в России кампанию проверок, штрафов и ликвидации авиакомпаний ошибочной. Вместо разовой волны проверок они предлагают заняться выстраиванием дружественной по отношению к перевозчикам системы контроля и профилактики. «Система контроля в гражданской авиации должна работать не для того, чтобы запретить, наказать или оштрафовать. Контролеры должны помогать перевозчикам повышать надежность, подсказывать и советовать. Если в отрасли поддерживается высокая культура, то надежность авиаперевозок обеспечивают как крупные, так и очень мелкие компании. Не создает опасностей и эксплуатация старой техники – если только она обслуживается должным образом», – считает президент Рижского института аэронавигации Иван Кузнецов.

Примерно об этом же говорит Пантелеев: «В России власти до сих пор фактически игнорируют мировой опыт обеспечения безопасных полетов. На уровне Международной организации гражданской авиации уже приняты резолюции, которые говорят, что обеспечение приемлемого уровня безопасности полетов не является прерогативой государства. Государству необходимо заботиться о том, чтобы полеты, например на внутренних линиях, были рентабельны, тогда перевозчики смогут больше средств инвестировать в безопасность».

Поэтому и российскому государству, считает Пантелеев, необходимо снизить давление на авиакомпании, перестать их дергать бессмысленными проверками, которые повышают издержки, и сделать так, чтобы система авиаперевозок в стране была дееспособной с точки зрения экономики. Ведь, например, за 2010 год в целом по авиаиндустрии РФ перевозки на внутренних линиях показали отрицательную рентабельность на уровне 9,8%.

Впрочем, расчет на то, что всю дополнительную прибыль авиакомпании направят на повышение безопасности, может и не оправдаться. Не секрет, что в погоне за экономией многие эксплуатанты закупают более дешевые «контрафактные» запчасти к самолетам. И это говорит о том, что компании часто не только не могут, но и не хотят расходовать деньги на повышение надежности полетов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
1743
Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Борьба с приезжими увеличила нагрузку на систему

Екатерина Трифонова

Единая государственная политика в сфере миграции не просматривается

0
1308
Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
1119
В России планируют сократить теневую занятость

В России планируют сократить теневую занятость

Михаил Сергеев

Доля неформальных заработков в стране устойчиво превышает 20%

0
1359

Другие новости