Вчера лидер СР Сергей Миронов предложил коммунистам поговорить о выдвижении единого кандидата в президенты. В КПРФ сразу же сообщили «НГ», что согласны только на Геннадия Зюганова. Пока на высшем уровне безуспешно решаются вопросы о возможном сотрудничестве левых сил, свое решение предложил Кремль – Левичеву и Миронову пообещали 6% и два мандата, сообщили «НГ» источники в Госдуме.
Вчера лидер «Справедливой России» Сергей Миронов сообщил о готовности обсуждать с коммунистами выдвижение единого кандидата в президенты на выборах в 2012 году. Это стало очередным шагом к сближению левых сил, которое ранее анонсировали эсэры. Коммунисты от сотрудничества напрямую вроде бы не отказываются, но выдвигают СР различные ультиматумы, одним из которых как раз и являлась поддержка обеими партиями Геннадия Зюганова на грядущих выборах. Лидер фракции эсэров в Госдуме Николай Левичев к тому же вызвал неудовольствие коммунистов тем, что 26 августа в Чебоксарах заявил: КПРФ работает под диктовку Кремля, и коммунистам уже сделана подсказка сверху – ни в какие альянсы с эсэрами не вступать. Впрочем, по данным источника «НГ» в Думе, Левичеву и Миронову пообещали в Кремле 6% голосов и два мандата. Это как раз совпало с объявлением 2 сентября их предвыборной тройки, в которую помимо Левичева и Миронова включили депутата Оксану Дмитриеву. Рядовые эсэры негодуют по этому поводу.
Внутренние разногласия продолжаются и по поводу включения в партсписки кандидатуры Владимира Рыжкова, переговоры с которым находятся на завершающей стадии. «Свое согласие пока не дали Левичев и Миронов», – отметил источник. По словам члена ЦК КПРФ, депутата Олега Куликова, между партиями все еще сохраняется некое недоверие: «Одним из условий, на которых был бы возможен альянс между КПРФ и эсэрами, была совместная поддержка кандидата в президенты Зюганова. А заявления Левичева в Чебоксарах свидетельствуют о неискренности намерений эсэров». С другой стороны, исключать в канун выборов межпартийное сотрудничество собеседник «НГ» не стал бы: «Никогда не говори «никогда». Но сначала коммунисты хотели бы получить ответ на свой ультиматум, сообщает собеседник «НГ». Впрочем, опрошенные «НГ» эсэры как раз поддержку Зюганова на выборах практически отвергли, заявив о непреодолимых разногласиях с ним, и в первую очередь в оценке действий Сталина. Так, Дмитриева заявила «НГ», что, несмотря на сегодняшнее заявление Миронова, вопрос о едином кандидате в президенты преждевременный: «Они же не отказывались от совместного контроля за фальсификациями на выборах. С этого и надо начинать». От ответа на вопрос, поддержат ли эсэры кандидатуру Зюганова, Дмитриева уклонилась. Замглавы фракции СР в Думе Геннадий Гудков, инициировавший курс на сотрудничество с КПРФ, также затруднился ответить на вопрос о поддержке кандидатуры Зюганова: «Если мы не договоримся на этих выборах о едином кандидате в президенты, то межпартийное взаимодействие все равно возможно».
Избиратели устали от тяжеловесов, и свежее лицо от коммунистов было бы лучше, заметил Гудков. Не исключив, что, если эсэры все-таки выставят на выборах своего кандидата и он наберет меньше голосов, чем, к примеру Зюганов, те могут снять кандидатуру в чью-либо пользу. Комментируя пассаж Левичева, сделанный в Чебоксарах, Гудков отметил, что на совещании в партии приняли решение не критиковать больше коммунистов, и хотел бы обратиться с тем же призывом к ним. Заявления Левичева о том, что Кремль пообещал коммунистам несколько лишних мандатов, Гудков назвал неосторожными: «Очевидно, что поддержки нам оказывать больше не будут. Так, после встречи с лидерами парламентских партий, на которой президент Медведев заявил о равном освещении в эфире, федеральные каналы демонстративно показали только три парламентские партии, а также «Правое дело», а нас просто проигнорировали, как будто нас там и не было». Сейчас с коммунистами проводятся рабочие встречи, добавил собеседник «НГ».
Как рассказал «НГ» лидер молодежного крыла «Справедливой России» Дмитрий Гудков, большинство депутатов вряд ли поддержат кандидатуру Зюганова: «В первую очередь из-за несовместимости позиций по отношению к роли Сталина. Более интересным вариантом могло бы быть выдвижение общим кандидатом в президенты, к примеру, Дмитрия Рогозина, который набрал бы на выборах значительное количество голосов».