Тандем остается на треке.
Фото Reuters/РИА Новости
Президент Дмитрий Медведев объявил, что приедет на сентябрьский съезд «Единой России». На первый взгляд дело обычное – глава государства и раньше посещал аналогичные мероприятия партии власти. Однако нынешний съезд ЕР произойдет за полгода до президентских выборов, в разгар федеральной парламентской кампании. Что налагает особую ответственность на участников форума из высшего эшелона власти. Эксперты рассматривают возможность объявления на съезде кандидатуры будущего президента. Некоторые из них не исключают сохранения после кампании-2012 нынешнего расклада политических сил.
Президент Дмитрий Медведев подтвердил на этой неделе свое намерение участвовать в работе съезда «Единой России». Напомним, мероприятие состоится 23–24 сентября. «Я на съезд приду и на съезде выступлю», – сказал глава государства. И добавил, имея в виду взаимоотношения в тандеме: «Все идет, как договаривались. У любой системной политической силы должна быть программа на длительную перспективу, и она есть».
Медведев удовлетворен тем, как реализуются планы, намеченные им в сотрудничестве с премьером Владимиром Путиным: они «думают на длительную перспективу». Политическую систему в России, на взгляд главы государства, следует реформировать «постепенно, но неукоснительно»: «Было бы неплохо вернуться к идее» выборности Совета Федерации, а также сделать парламентское расследование «более эффективным».
Однако, подчеркнул Медведев, «это не значит, что мы должны отбросить все, что было сделано за последние 10–12 лет, но мы должны вносить коррективы во все институты политической системы».
Ответы Медведева на вопросы журналистского пула выглядят спокойными и взвешенными. И даже несколько размытыми. Но из них следует по крайней мере один безусловный вывод: Медведев и Путин находятся в состоянии переговорного процесса. Долгое время, напомним, оба лидера избегали даже упоминать друг о друге в публичных выступлениях. Что вносило дополнительный элемент нестабильности в политическую жизнь страны.
Рассеялся ли туман на этот раз? И о чем свидетельствует согласие Медведева посетить съезд единороссов? О чем могут договариваться члены тандема накануне съезда ЕР?
По мнению президента фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, отношения Медведева и Путина – «это не события, а процесс», включающий переговоры по важным вопросам: «Например, есть вероятность реформы, в результате которой правительство может оказаться в большей степени привязано к парламенту, чем сейчас. Правительство может быть усилено уже не тем, что его возглавляет национальный лидер, а институционально».
Павловский допускает, что Медведев может объявить о притязаниях на следующий президентский срок. Но эксперту кажется слабым вариант сохранения нынешней конструкции – ведь в условиях тандема глава государства так и не смог реализовать в должной степени свою программу через нынешнее правительство: «И не потому, что была альтернативная программа, а потому, что механизм не работал».
Павловскому кажется сильным другой вариант: «Путин может остаться премьером. Но дело в гарантиях – не только для Путина, но и для того сектора наших элит, который представляет премьер». Эти гарантии, подчеркивает собеседник «НГ», тесно завязаны на Путина, что плохо: «Это создает неуверенность и у элит, и у Путина. Могут быть разные варианты решения проблемы. Речь идет о политических соглашениях разного рода». Павловский критикует возможный вариант соглашения, включающий ослабление института президентства за счет правительства: «Это тоже опасно в нашей системе власти. Сейчас в центре ее стоит президент. Если будем усиливать правительство, надо усиливать и Думу – иначе будет двоевластие. А усиление Думы означает совершенствование системы выборов, судебной системы – то есть всю ту реформу, о которой говорил Медведев».
Для «Единой России» снова станут актуальными лозунги прошлых лет. Фото РИА Новости |
Путин, если останется главой правительства, не потеряет влияния, которое базируется на том, что он премьер, уверен Павловский: «Нельзя допустить, чтобы один член тандема победил за счет другого».
Нынешние гадания на кофейной гуще эксперт называет кризисом: «Полгода мы топчемся на месте. Это наносит серьезный политический ущерб стране». Этот ущерб уже понес Медведев, указывает Павловский: «Возникло ощущение (ложное) его бездействия. Его коалиция, которая выступает за обновление страны, отчасти из-за этого рассыпалась. Тандем в нынешнем виде не может существовать.
Надо принимать более открытые решения. Сегодня уже не существует в стране ни одного человека, решения которого могут считаться безусловно авторитетными». Надо, к примеру, менять партийную систему, уверяет собеседник «НГ»: «Единая Россия» превратилась в какой-то ком, там есть люди, выступающие за модернизацию, надо дать им возможность высказаться».
Критически оценивает слова Медведева член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко: «Остается туман. Пора от слов переходить к делу. А когда ведутся разговоры – вы, мол, ждите, а мы намекнем... Это несолидно для политиков. Это доказывает, что они либо не решили ничего до сих пор, а уже давно пора, либо им все равно, и они могут в приватном порядке договориться между собой за чашкой чая. Это полная деполитизация политической жизни».
Член правления Института современного развития Борис Макаренко не согласен с Малашенко. Он считает, что впечатление обыденности и вялости президентских высказываний обманчиво: «Еще несколько лет назад все это звучало бы революционно». Эксперт ссылается на слухи о том, что Медведев на съезде «Единой России», во-первых, заявит о своем выдвижении, а во-вторых, возглавит «Единую Россию». Собеседник «НГ» не отвергает и такого развития событий: «Очевидно, что любые заявления Путина и Медведева сейчас надо рассматривать с точки зрения грядущего и приближающегося объявления о том, кто будет кандидатом на пост президента».
Именно поэтому, подчеркивает Макаренко, до съезда все заявления тандема будут обтекаемыми: «В рамках этой обтекаемости Медведев говорит опять о реформе политической системы».
Не верит в объявление президентом своего намерения баллотироваться на пост следующего главы государства руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская: «Я, конечно, не исключаю, что возможны неожиданности. Но все же даю за такой сценарий не больше 5%». Эксперту кажется, что Медведев и Путин сохранят интригу до того момента, как согласованно объявят решение. Вероятность того, что Медведев пойдет на президентский срок, Крыштановская считает небольшой: «Иначе он активно занимался бы партийным строительством».