День знаний 1 сентября – это, несомненно, праздничный день для школьников, студентов и их родителей. Для учителей и преподавателей вузов, начинающих новый учебный год. Но это и повод для серьезнейших размышлений о современных проблемах национальной системы образования. Накопилось много очень трудных проблем, решение которых уже нельзя откладывать на потом. Столь необходимый России исторический прорыв невозможен без эффективной новой политики в образовании. Как и в 30-е годы прошлого века, вновь крайне актуален лозунг: «Кадры решают все!»
Остановлюсь на трех проблемах, обозначенных премьером Владимиром Путиным на недавней его встрече с представителями Союза ректоров. Фактически было признано следующее. 1. Система высшего образования неэффективна как вследствие ее раздутости, так и ввиду явных пороков при отборе будущих студентов: набираются троечники. 2. Низкое качество подготовки абитуриентов – следствие явных и многочисленных дефектов школьного образования. 3. Наконец, непрерывная цепь ежедневных скандалов, связанных с проведением ЕГЭ, – свидетельство тяжелой болезни, которую не удается излечить, несмотря на неустанную деятельность президентской комиссии по совершенствованию ЕГЭ.
Налицо некоторое постоянное недосовершенствование, которое, по моему мнению, говорит о наличии пороков ЕГЭ, неустранимых в принципе.
Выделенные три проблемы – это три своеобразных гордиевых узла, которые уже нельзя распутать. Их можно только разрубить. Делать это следует оперативно: правила проведения выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы на 2012 год должны быть опубликованы в ближайшие пару месяцев. Правила игры должны формулироваться до игры. В данной игре, в которой участвуют миллионы, ставки очень высоки.
Продолжающийся острый демографический кризис – фактор негативный. Но при поиске решений следует расширить окно возможностей, поскольку приходится рассматривать принципиально новые варианты. Существенно, в частности, что количество выпускников школ приблизилось к числу поступающих в вузы. Мое предложение заключается в следующем.
В 2012 году прием в вузы осуществляется в основном без экзаменов. Каждый вуз устанавливает своеобразные «коэффициенты приема»: число поступивших несколько превышает число будущих студентов. По итогам первой сессии «запасники» отчисляются. Не слишком многочисленные вузы, в которых квоты существенно превышены, проводят при поступлении дополнительные конкурсные экзамены.
Одновременно начинается серьезная программа действий по созданию эффективной современной системы начального и среднего профессионального образования. Помимо перспективы поступления в вуз обозначается другой жизненный путь. Достаточно быстро обретаются профессии (это могут быть краткосрочные курсы), позволяющие встать на ноги. Последующее повышение профессионального уровня происходит в системе непрерывного образования.
Предлагаемая модель, реализованная, например, во Франции, позволяет решить ряд задач. Во-первых, резко минимизируются возможности «грязных схем» при поступлении. Во-вторых, запускается активный механизм конкуренции между вузами (надо бороться за студентов и искать их на школьной скамье). Выявятся и вузы-банкроты, неспособные набрать студентов. Для ликвидации дефицитов и перекосов при наборе (есть «модные» и «немодные» профессии) потребуется система пропаганды, а главное – формы предпрофессиональной подготовки в школах.
Такое решение избавляет общеобразовательную школу от несвойственного ей вузоцентризма. Для этого временные правила проведения выпускных экзаменов на 2012 год должны предусматривать увеличение числа испытаний, в том числе устных. Являясь убежденным противником ЕГЭ, я не возражаю против проведения этих экзаменов в школе в форме, близкой к существующей. Но речь должна идти о новых вариантах экзаменационных материалов, проверяющих знания за весь курс средней школы. Важно продумать и правила выдачи аттестатов: чтобы избавиться от искушений, ведущих к выставлению незаслуженных оценок, можно и нужно выдавать аттестаты с двойками.
Система единых государственных экзаменов в школе, понимаемых как общенациональное испытание, проводимое по унифицированным текстам и процедурам, может быть существенно расширена и распространена более или менее на все ступени обучения. Но ее основное назначение не измерение средней температуры по больнице, а достижение результатов обучения, строго необходимых для продолжения образования. К примеру, выпускник начальной школы должен сдать зачеты, свидетельствующие о достижении минимально необходимой грамотности в русском языке и математике. Очевидно, что при неусвоении основ арифметики последующее изучение математики обречено на неуспех. Отсутствие языковой грамотности вызывает часто непреодолимые трудности при чтении текста учебников по всем предметам и решения соответствующих задач.
Речь, таким образом, идет о принципиально новой системе проверки знаний в школе. Будущий этап развития системы ЕГЭ – система ОКО (организованный контроль обучения).
Разумеется, данное предложение дискуссионно. Но дискуссия необходима. Необходимость серьезных изменений в системе ЕГЭ очевидна, цепь скандалов пора оборвать. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.
Отмечу в заключение, что описанный выше план – это попытка поиска конструктивного компромисса между сторонниками и противниками ЕГЭ.