Государство решает проблемы заключенных путем увеличения запретов.
Фото Reuters
Комитет Госдумы по безопасности получил вчера в работу правительственный законопроект о корректировке Уголовно-исполнительного кодекса. Массовые голодовки и членовредительства заключенных, устраиваемые зачастую в знак протеста против нечеловеческих условий содержания, объявляются злостными нарушениями дисциплины. Общественники призывают вместо ужесточения режима проводить в уголовно-исполнительной системе коренные преобразования.
Вчера в Госдуму из правительства поступил законопроект об изменении ряда статей Уголовно-исполнительного кодекса РФ (УИК). Среди прочего там предлагается увеличить список злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Сейчас в нем прописаны употребление алкоголя и наркотиков, мелкое хулиганство, угрозы представителям администрации колонии и неповиновение им, однополые сексуальные контакты, изготовление и хранение незаконных предметов, отказ от работы и т.д. А также «организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них». Однако правительство полагает, что отдельным видом злостного нарушения дисциплины должны считаться массовые голодовки и членовредительства. Причем нарушителями будут считаться как их организаторы, так и участники.
На юридическом языке эти формы протеста заключенных изящно называются «групповым необоснованным отказом от приема пищи» и «групповым актом членовредительства». Именно его, например, и совершили на прошлой неделе заключенные Атлянской воспитательной колонии в Челябинской области. 34 подростка порезали себе вены в знак протеста против смены начальства колонии и ужесточения режима содержания. И хотя в этом бунте заметен криминальный оттенок – воспитанники считали для себя возможным жить «по понятиям», а не по правилам, – уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов открыл собственное расследование происшествия. Но до его начала сделал вывод, что «бунт в воспитательной колонии – всегда показатель плохой оперативной и психолого-воспитательной работы с детьми».
Со взрослыми пенитенциарная система и вовсе не церемонится. На сайте Комитета за гражданские права можно прочитать доклад «Осторожно, реформы!» руководителя отделения комитета в Санкт-Петербурге Бориса Пантелеева. Он приводит многочисленные факты бессмысленных с точки зрения наставления зэков на путь истинный традиций, правил и практик нынешней уголовно-исполнительной системы. Но зато они имеют смысл для тех, кому нравится издеваться над лишенными свободы людьми, сказал «НГ» глава движения «За права человека!» Лев Пономарев: «Я сделал огромное количество докладов по положению в тюрьмах, приводя в них сотни конкретных примеров. Но ни разу не слышал от власти хотя бы порицание этих фактов, не говоря уже о желании разобраться в частностях и навести порядок».
Рассуждая о правительственном законопроекте, увеличивающем количество злостных нарушений, правозащитник заметил, что он будет направлен прежде всего на зэков, которые пытаются отстоять свои права и человеческое достоинство. В том числе и через массовые акции протеста. В ответ на предположение корреспондента «НГ» о том, что причины последних бывают очень разные, Пономарев категорически заявил: подавляющее большинство – борьба с насилием и нечеловеческими условиями содержания: «Многие из бунтов, которые первоначально объявляли результатом действий какого-нибудь вора в законе, после наших расследований признавались, в том числе и прокуратурой, следствием именно издевательством над заключенными». По мнению Пономарева, закручивание гаек происходит вместо того, чтобы улучшать состояние пенитенциарной системы страны: «Надо решать проблему насилия в колониях со стороны их администраций, и тогда не будет бунтов».
Собеседник «НГ» считает ситуацию в местах лишения свободы и активизацию властей по борьбе с экстремизмом звеньями одной цепи: «Уже объявлено, что в стране 200 тысяч экстремистов. Это как раз в основном и есть активисты гражданского общества. В ожидании массовых протестов людей в 2012–2013 году власть готовится к их интернированию при определенных условиях. Пенитенциарная же система должна быть готова к тому, чтобы этих людей сломать». Пономарев заметил, что тенденция складывается удручающая – если еще год назад от президента Дмитрия Медведева исходили импульсы по гуманизации системы уголовного наказания, то теперь их не чувствуется: «Можно сказать, что тандем здесь крутит педали в разные стороны. И Владимир Путин, как более физически крепкий, перекручивает их в свою».