Патриарх Кирилл вчера побывал с однодневным визитом в Республике Тыва. В этом традиционно буддийском регионе (главу которого Патриарх во время визита наградил орденом за внимание к местной православной общине и помощь в постройке собора) главу РПЦ видят впервые. Однако предвкушение знакомства с иной духовной традицией не помешало Патриарху накануне выступить с заявлением, что православие способно объединять россиян гораздо лучше какой-либо политической идеологии.
В столице Хакасии Абакане 30 августа Патриарх обратился с архипастырским словом к своей пастве, где заявил, что «Церковь не включается в политический процесс, не борется за политическую власть или экономическое могущество, потому что... это то место, где весь народ объединяется». «Сегодня люди делятся по разным признакам – по имущественному, национальному, партийному; но есть нечто, что должно объединять людей поверх всех этих признаков. И вера православная является таким общим домом для всех – для правых и левых, для богатых и бедных, для власть имущих и безвластных», – считает Предстоятель Церкви.
Разумеется, это не первое заявление о надполитическом характере Московского Патриархата, которое делали его главы в разные годы. Сам Патриарх Кирилл в этом году уже говорил на эту тему. Так, весной он убеждал россиян, что «Церковь должна сохранять автономность по отношению к государству... должна оставаться свободной, чтобы иметь возможность давать нравственную оценку деятельности власти» (см. «НГ» от 14.03.11). В апреле с.г. эту позицию прокомментировал председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда: «После печальных событий на Манежной площади некоторые СМИ пытались склонить Церковь и Патриарха занять ту или иную позицию, сходную с позицией политических партий... Но Церковь... никогда не станет лоббистом какой-то группы влияния. Она может быть только лоббистом интересов человеческой души».
Однако в последние месяцы эта забота о душах приобрела политический оттенок. 8 июля в проповеди в Марфо-Мариинском монастыре Патриарх Кирилл заявил, что «Церковь всегда была механизмом распределения национального продукта, национального дохода от богатых к бедным». 14 июля Владимир Легойда, в свою очередь, сказал журналистам, что он «не представляет себе будущее политического лидера, который не готов к диалогу с серьезными общественными силами», ибо «не видеть значимой роли религии в жизни личности и общества... не понимать авторитета Церкви... в современной России – это просто ошибка».
Дела говорят еще громче слов. Информационные ленты полны отчетов о рабочих встречах представителей крупнейшей религиозной организации России с политическими лидерами разного уровня, министрами, главами ведомств, иностранными послами. Сообщается о постоянной ревизии Церковью думских законопроектов.
Получается, что в заявлениях своих высоких представителей РПЦ, по сути, предлагает формирование особой православной идентичности, в частности для России. Нация-Церковь вместо нации-государства. Но в нашей стране проживают не только православные люди, в чем Патриарх мог убедиться, побывав в Туве. Созидание православной идентичности вместо опробованной цивилизованным миром концепции гражданской нации может привести к формированию двойной лояльности у граждан России, к разделениям по вероисповедной принадлежности вместо чаемого объединения. «Кто я – православный или гражданин?» – не стоит ставить сограждан перед необходимостью делать такой выбор.