Предложение Владимира Путина сделать праймериз обязательной процедурой для всех партий и на всех уровнях представительной власти вновь, как и с созданием ОНФ, взорвало предвыборную ситуацию. Наиболее показательной была, на мой взгляд, реакция первого заместителя председателя ЦК КПРФ Ивана Мельникова, заявившего, что коммунисты попросту «в шоке». Что же шокировало элиту КПРФ? Ведь у этой партии есть традиционная, отработанная, уходящая корнями еще в позднесоветские времена система отбора кадров. Мельников и другие деятели парламентской оппозиции объясняют свою тревогу попыткой Путина – лидера «Единой России» – вмешаться во внутренние дела партий.
Каждый, конечно, мечтает о том, чтобы стать подлинным сувереном. Но разговоры о партийных «внутренних делах» выглядят странно. Ведь партии должны быть объективно заинтересованы и в том, чтобы у них были новые влиятельные сторонники, и в том, чтобы сделать из предварительных выборов более или менее красочное шоу. В США и Британии праймериз – неотъемлемая часть избирательной кампании, иногда решающая ее часть.
Опираясь на опыт «Единой России» и ОНФ в ходе завершившихся летних праймериз, Путин предложил игру в открытую. Закрывая свои внутрипартийные процедуры выдвижения кандидатов от общественного внимания, оппозиция может сильно прогадать. Кто и как попадает в их списки? Рано или поздно люди зададут лидерам КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» такой вопрос.
При этом прошедшие праймериз «Единой России» были публичными и относительно прозрачными. Уже одно только это обстоятельство дает правящей партии мощный аргумент для спора с оппонентами. Дискуссии «кандидатов в кандидаты» были жесткими, продолжались иногда по нескольку часов и транслировались на уличных телеэкранах. По жанру они напомнили многим наблюдателям горячие споры в «Демократической России» конца 1980-х. И все это происходило не на какой-нибудь одной показательной площадке. Открытыми и по-настоящему конкурентными были праймериз в Ярославской, Тамбовской, Свердловской областях, Хабаровском, Красноярском, Алтайском краях – и это далеко не полный перечень «адресов передового опыта». Что это, если не реальная политика? И если это не реальная политика, то какой же ей быть?
Итог предсказуем и очевиден: праймериз «Единой России» стали весьма эффективной системой предвыборной консолидации элиты и даже электоральной мобилизации. Более 220 тысяч выборщиков, свыше 4700 кандидатов (для сравнения: 1700 – в 2007-м), 896 электоральных конференций – практически готовая агитационная сеть.
Показательно, что только 37% участников праймериз были выдвинуты «Единой Россией». 58% – представители общественных организаций, консолидированных ОНФ, а 5% – самовыдвиженцы. В формирующемся списке «Единой России» – десятки новых лиц, представляющих саму партию, ФНПР, «Молодую гвардию «Единой России», организацию автомобилистов «Свобода выбора», Аграрную партию и аграрную ассоциацию АККОР, Союз женщин России, предпринимательский союз «ОПОРА России» и даже инициативу «Убитые дороги».
Это распространенная мировая практика. В ходе выдвижения кандидатов от Республиканской партии США, например, участвуют Национальная федерация молодых республиканцев, Республиканский комитет студентов колледжей, Американский предпринимательский институт, Республиканский национальный клуб женщин – и не только. А Консервативная партия Великобритании даже названием («Национальный союз консервативных и юнионистских организаций») подчеркивает свои вековые коалиционные традиции.
Конечно, далеко не все процедуры предварительного голосования прошли гладко. В ряде регионов фиксировались и ограничение приема заявлений для участия в праймериз, и закрытость работы счетных комиссий, и изменения составов выборщиков («уполномоченных»). Однако из-за сложной структуры выдвижения, использовавшейся к тому же впервые, это было, по существу, неизбежно. К тому же руководство «Единой России» подвергло нарушения жесткой критике, а на федеральном уровне была создана и активно работала Конфликтная комиссия.
С помощью жесткой, зачастую довольно конфликтной процедуры праймериз «Единая Россия» обновилась, и обновилась качественно. При этом партию возглавляет Владимир Путин, имидж и действия которого определенно свидетельствуют о его готовности к энергичным и нестандартным ходам. Новая партийная элита и новый Путин – вот что ждет нас в начинающейся избирательной кампании.
- Статья по теме:
Единороссы внедряют оппонентам праймериз