В ближайшее время в силу вступит приказ министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, согласно которому граждане, подвергшиеся административному задержанию, будут регистрироваться в электронном реестре МВД. По мнению экспертов, эта база может послужить элементом дополнительного воздействия на граждан. Кроме того, до сих пор остается под вопросом цель создания реестра.
Как говорится в документе, за составление этого электронного реестра будут отвечать подразделения информационного обеспечения районных (городских) управлений МВД, линейных отделений полиции на транспорте и т.д. Так, в течение 10 дней они должны получать из нижестоящих органов копии протоколов задержаний, обрабатывать их и присваивать каждому номер.
Таким образом, в реестре будут указаны личные данные задержанного, основания его задержания, номер протокола и реквизиты составившего его сотрудника полиции. В приказе подчеркивается, что включенные в реестр сведения являются персональными данными, которые могут быть переданы третьим лицам только в предусмотренных федеральным законом случаях. Кроме того, согласно документу, порядок уничтожения включенных в реестр сведений определяется законодательством о персональных данных. Так, держатель реестра обязуется уничтожить сведения «по достижении целей обработки», а также по требованию самого гражданина.
Юрист компании «ФБК-Право» Александр Ермоленко сомневается, что это правило будет соблюдаться правоохранительными органами: «Возможно, данным пунктом Нургалиев преследовал исключительно благие цели, но мне трудно представить полицейского, который будет заниматься вычеркиванием граждан из списков». Кроме того, напоминает собеседник «НГ», данная информация не должна учитываться в качестве отягчающего обстоятельства в суде: «Но, насколько мне известно, суды ориентируются на подобные данные при вынесении решения».
Эксперт «НГ» не исключил возможности того, что в будущем реестр МВД может быть использован в качестве дополнительного элемента воздействия на граждан: «Вероятно повторение того, что было в СССР, когда помимо административной ответственности людям приходилось нести и социальную. В частности, на работу приходили бумаги, которые уведомляли начальство о проступке подчиненного. Юридически они не имели силы. Однако неизвестно, что будет делать сегодня с провинившимся работником начальник».
В появлении инициативы с базой данных об административных нарушениях видится и еще один политический аспект. Сегодня относится к таковым участие в не разрешенных властями публичных акциях. Создается впечатление, что база нужна для сбора данных о политических активистах, собирающихся на митинги и пикеты.
Корреспондент «НГ» обратилась в пресс-службу МВД за разъяснениями. Там ответили, что комментарии по этому вопросу могут быть даны только после официального письменного запроса.