0
1862
Газета Политика Интернет-версия

18.08.2011 00:00:00

Эсэры в зоне турбулентности

Тэги: справедливая россия, ср, скандалы


справедливая россия, ср, скандалы Владислав Сурков в свое время пустил в большое плавание партию Сергея Миронова.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

«Справедливую Россию», похоже, готовы покинуть еще несколько известных партийцев. Среди них якобы депутаты Геннадий Гудков, Олег Шеин, Олег Михеев, Елена Драпеко, Татьяна Москалькова и Сергей Петров. Те из них, кто вышел на связь с «НГ», слухи отрицают, но не всегда убедительно. На глазах изумленной общественности разрушается партия, представленная в Госдуме солидной фракцией. Эксперты объясняют происходящее ее вторичностью по отношению к «Единой России» и вытеснением эсэров с политической арены двумя новичками: Народным фронтом и «Правым делом» Михаила Прохорова. Первопричина явления, на взгляд собеседников «НГ», кроется в искусственном происхождении российских партий.

В свое время «Справедливая Россия» набрала вес после того, как партию навестил первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков. В марте 2006 года он на встрече с представителями Российской партии жизни сказал, что стране нужна «вторая крупная партия»: «Нет у общества «второй ноги», на которую можно переступить, когда затекла первая».

Исход эсэров, напомним, начался вскоре после ухода спикера Совета Федерации Сергея Миронова со своего поста. Перебравшийся на Охотный Ряд экс-председатель верхней палаты сразу заявил о намерении превратить свою партию в единственную по-настоящему оппозиционную структуру в России. Выход из СР ряда высокопоставленных партийцев во главе с вице-спикером ГД Александром Бабаковым, которого называли «кошельком» эсэров, вроде бы подтверждал «смену вех» в структуре Миронова. Однако дальнейшие события показали, что ситуация с партией серьезнее, чем естественный разрыв с «мягкотелыми» соратниками.

Вчерашние сообщения о том, что партию готова якобы покинуть группа известных депутатов Госдумы, появилось на чрезвычайно скандальном фоне истории с главой избирательного штаба СР Олега Михеева, который то ли носил на свадьбе друга форму, похожую на мундир фашистского адмирала Канариса, то ли стал жертвой фотошопа, примененного его политическими противниками. На партийном сайте появился пресс-релиз, где «фашистская» версия с гневом отвергалась. Позже сделал соответствующее публичное заявление и Сергей Миронов.

Однако пресс-секретарь СР Антон Орлов вчера оказался недоступен для комментариев, как и официальный председатель партии Николай Левичев. А пресс-секретарь Миронова Владимир Авдеев сообщил, что может связаться с шефом почему-то только через Орлова. Последний, видимо, для коллеги тоже оказался недоступен.

Корреспондент «НГ» хотела поинтересоваться у эсэров и другим важным вопросом: результатами прошедшего накануне политсовета, где мироновцы обещали обсудить свою избирательную стратегию. Интересоваться оказалось не у кого. Любопытно, что во вторник Авдеев не мог сказать, где и когда состоится это важное заседание, которое незадолго до этого было объявлено закрытым. Вчера на сайте СР так и не появилось о нем информации. Таким образом, избирательная линия партии пока публично не прочерчена.

Член фракции «Справедливой России» Татьяна Москалькова рассказала «НГ», что ее зовут в другие политструктуры: «Приглашения подъехать и поговорить были, но я от них дистанцировалась». Собеседница «НГ» подтвердила, что в партии чувствуется напряженность, но объяснила это происками врагов: «Никто не может быть равнодушен к провокациям против нас. Тем не менее предвыборный штаб работает. Стратегия выработана. Кампания развернута». На вопрос о том, касается ли эта стратегия президентских выборов, Москалькова ответила отрицательно: «Сейчас речь идет только о парламентской кампании». Корреспондент «НГ» поинтересовалась – это потому, что неизвестно, кто будет выдвигаться в президенты? Москалькова подтвердила предположение «НГ»: «Именно поэтому!» На вопрос о том, исключает ли депутат свой выход из партии, она ответила уклончиво.

Депутат Госдумы Геннадий Гудков вчера оказался недоступен для комментариев – отдыхал за границей. А его сын, лидер молодежной фракции эсэров Дмитрий Гудков, уверен, что информация об уходе того или иного кандидата в Думу от эсэров вбрасывается, чтобы посеять панику, особенно в регионах. По его словам, он ни в каких переговорах не участвует и участвовать не собирается, хотя предложения типа «Давай к нам!» поступают регулярно: «Я могу выйти из партии только в случае ЧП – например, резкой смены курса в сторону поддержки ЕР и Путина. Но это маловероятно». Гудков отметил, что выход из партии его коллег не всегда предательство: «У всех есть дети и семьи, которых надо кормить. На кого-то мы обиделись, где-то расстроились, а где-то отнеслись с пониманием».

Депутат «Справедливой России» Елена Драпеко заявила корреспонденту «НГ», что исключает переход в ОНФ и точно не будет баллотироваться по спискам КПРФ на грядущих выборах: «У нас свои списки готовы». Однако сотрудничество с коммунистами и даже объединение, по ее словам, возможно: «Мы – две левые партии и должны работать на едином фланге». Драпеко заметила, что коммунисты баллотировались по партспискам эсэров, и приглашает их таким же образом принять участие в парламентских выборах. Ее коллега по партии депутат Олег Шеин заметил: «Сейчас обсуждать распад СР – неправильно». По его словам, ротация партийного состава – явление нормальное: «В 2007 году люди приходили к нам, считая, что мы вторая партия власти. Сейчас наша кампания другая, более оппозиционная, и некоторые приняли решение о выходе из партии».

В беседе с «НГ» Олег Михеев не исключил, что еще некоторые депутаты покинут в ближайшее время ряды эсэров, так как партия больше не гарантирует им защищенности, а особенно – их бизнесу. Партийцы, по его словам, ведут переговоры о переходе с представителями ЕР и Общероссийского народного фронта. Однако Михеев уверен, что как только закончатся праймериз в партии власти, люди побегут из «Единой России», в том числе и в его партию: «Вы будете приятно удивлены, если узнаете, кто через неделю может покинуть ряды единороссов».

Атмосферу неопределенности в рядах «Справедливой России» глава Института современного развития Игорь Юргенс объясняет тем, что позиционирование СР с точки зрения ее руководства до сих пор не вполне ясно: «Действительно ли это оппозиционная партия? Или одна из политструктур, поддерживающих курс правительства в области социально-экономических преобразований? Из-за этой невнятности люди типа Геннадия Гудкова, которые безусловно являются конструктивной оппозицией, видимо, настаивали на том, чтобы платформа была расширена за счет других конструктивных оппозиционных сил. Но свою позицию не смогли отстоять и, возможно, покинут партию, идеологическая направленность которой перед выборами остается неясной».

Попытка структурировать наше политическое пространство сверху, вырастив умеренно правых – ЕР и умеренно левых – СР, не удалась, сожалеет Юргенс: «Личная лояльность руководителей вступила в противоречие с идеологией – и общества, и нынешнего момента, и нынешнего отношения населения и элит к происходящему».

Эксперт напомнил, что в российской истории уже такое случалось: «Мы проходили период, когда «Наш дом – Россия» после отставки Черномырдина превратился в аморфное объединение, которое надо было спасать путем переформатирования, вливания новых сил и лиц. Идеология Народного фронта тоже до сих пор не до конца нам известна. Мы только слышали о том, что каким-то чудесным образом созданный при нем институт за два месяца опросил миллион человек... Я сверялся с социологами – невозможна такая выборка за такое время!»

Глава фонда «Эффективная политика» Глеб Павловский напоминает: успех эсэров был связан с тем, что партию считали лифтом, черным ходом люди, стремившиеся во власть. Но с уходом из Совета Федерации Миронова этот лифт остановился. Окончательно добило «Справедливую Россию» появление Народного фронта и «Правого дела», указывает собеседник «НГ»: «СР была партией вторых составов. И Народный фронт выглядит более надежной политической страховкой. «Правое дело» пока ненадежно, но эта структура отняла у «Справедливой России» последнее, что у нее оставалось, – статус оппозиции, разрешенной властью. И даже в каком-то смысле поощряемой властью.

Главным ресурсом Миронова была дружба с Путиным, напоминает Павловский: «Но теперь выяснилось, что у эсэров нет ни запасной лесенки во власть, ни гарантий безопасной оппозиции. А реальной идеологической платформы у них нет. О какой социал-демократической программе может идти речь, если у нас в стране нет социал-демократов? Этот бренд – у Горбачева...»

Ждет ли подобная судьба «Единую Россию»? Павловский ответил старым советским анекдотом: «Спросили – может ли сын полковника стать генералом. Ответ – отрицательный: ведь у генерала тоже есть сын». У Медведева тоже есть друзья, резюмировал собеседник «НГ».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1064
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1037
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
1005
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
960

Другие новости