Директор ФСБ Александр Бортников вчера вслед за главой МВД Рашидом Нургалиевым привлек внимание общества к росту экстремистских проявлений. Во Владивостоке состоялось выездное заседание Национального антитеррористического комитета (НАК). Там Бортников и сообщил, что на Дальнем Востоке активизировались националистические и экстремистские молодежные группировки. И что от слов они переходят к делу – террористическим актам. Заметим, что, когда представители власти говорят о резком росте экстремизма, в доказательство приводят статистику, которая не всегда соответствует их заявлениям.
Председатель НАК и директор ФСБ Александр Бортников провел вчера во Владивостоке выездное заседание своей структуры. В 2012 году здесь пройдет саммит Ассоциации тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). О его безопасности и шел разговор. Бортников призвал власти Приморья усилить бдительность. Потому что в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) неспокойно. Здесь тоже есть террористы и экстремисты. Директор ФСБ в доказательство своих слов раскрыл некоторые подробности трудовых буден органов безопасности. По обоснованным подозрениям в связях с международным терроризмом из ДФО за последнюю пару лет экстрадировано более 20 иностранцев. Бортников поведал не только о выявленных ФСБ представителях зарубежных исламских организаций, которые в России признаны террористическими. По его словам, идет работа по противодействию и российским радикальным группировкам. В этом случае главный чекист страны практически поставил в один ряд террористов и экстремистов. Судя по его заявлениям, для этого есть все основания. За последние два года, в частности, нейтрализована бандгруппа, специализировавшаяся на нападениях на граждан Китая. Прекращена деятельность националистических организаций «Союз славян» и «Русский клуб».
Директор ФСБ, похоже, вполне осознанно не стал разделять правонарушения террористического и экстремистского толков. «В настоящее время в регионе активизировались националистические и экстремистские молодежные группировки ультраправого толка, которые для достижения своих целей пропагандируют и часто используют методы насилия» – вот так объяснил он текущую ситуацию. А все потому, что радикалы от слов переходят к делам – от пропаганды террора к его осуществлению. И при этом все чаще используют взрывчатку, в том числе и самодельную. Например, в июне этого года были арестованы четверо жителей Приморья, которые намеревались устроить взрыв в месте, где часто бывают мигранты из стран СНГ. Напомнил Бортников и о совсем недавней истории – когда в Комсомольске-на-Амуре в детский сад было подброшено самопальное взрывное устройство. От взрыва, как известно, тяжело пострадала пятилетняя девочка.
Однако приведенная в докладе статистика общего роста терроризма и экстремизма не сильно впечатляла. Скажем, в 2009 году в ДФО зарегистрировано 29 преступлений этой направленности. В 2010-м – 31. В первой половине года текущего – 13. Легко заметить, что никакого взлета здесь нет. Более того, сообщенная недавно правительством общая по стране картина обострения экстремистских настроений также не очень убедительна.
В Уголовном кодексе есть четыре статьи, называемые «антиэкстремистскими». Ст. 280 – публичные призывы к экстремизму, ст. 282 – возбуждение ненависти или вражды, ст. 282.1 – организация экстремистского сообщества, ст. 282.2 – организация деятельности экстремистской организации. Расклад получается такой: по ст. 280 в 2007 году – 38 преступлений, в 2008-м – 29, в 2009-м – 45, в 2010-м – 51.
Отдельное место, конечно, занимает ст. 282. Здесь даже порядок цифр иной: в 2007 году – 170 преступлений, в 2008-м – 182, в 2009-м – 223, а в 2010-м – 272. Тут уже можно говорить и о существенном росте, но при этом не надо забывать и о правоприменительной практике. Дело в том, что разжигание ненависти и вражды – это, по сути, «политическая» статья. Ее часто применяют по отношению к противникам и даже просто критикам власти. И сейчас в России уже давно никого не смешат приговоры с формулировками «разжигание вражды в отношении социальных групп чиновников или милиционеров».
Что же касается суровых предупреждений Бортникова о росте экстремизма, то они вполне могут быть использованы властью в целях предвыборной агитации, считает заместитель директора Левада-Центра Алексей Гражданкин: «Если в Москве выступления на Триумфальной выглядят безобидными эксцессами, то в регионах население действительно опасается такого рода инцидентов. Там велика степень ожидания конфликтных ситуаций на почве национализма». С другой стороны, отмечает эксперт, важно соблюсти баланс: можно без конца закручивать гайки, но тогда у общества не выработается иммунитет против ксенофобии. И одними запретительными методами тут ничего не добьешься.
С Гражданкиным не совсем согласен заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Вряд ли слова Бортникова адресованы избирателям. Такая агитация могла бы принести плоды несколько лет назад. А сейчас правоохранительным органам уже труднее апеллировать к народу, поскольку известно, что на их содержание тратятся огромные средства. Теперь уже гражданам логичнее спросить у органов, почему в некоторых случаях они плохо защищают россиян». Однако, замечает эксперт, в стране действительно непростая обстановка, и Бортникову сегодня важно продемонстрировать и политическому руководству страны, и обществу готовность своего ведомства не допустить эксцессов, которые происходят сегодня, к примеру, в Великобритании.