Буквально в последнюю минуту Америка, похоже, избежала губительного дефолта, «назначенного» ходом вашингтонских событий на 2 августа. Президент Барак Обама лично объявил вчера стране и миру о достигнутом компромиссе в многонедельном споре демократов с республиканскими оппонентами относительно уровня государственного долга. Его потолок поднят с нынешних 14,3 трлн. долларов еще по меньшей мере на 2,1 трлн. Сделкой намечаются также параметры экономии госрасходов, но этот процесс растягивается по времени на 10 лет.
Так или иначе в Вашингтоне забрезжил свет в конце туннеля. Международные биржи сразу оживились, курс доллара приподнялся. Но пока, очевидно, рано судить, могут ли расслабиться Европа и другие финансово-экономические пространства, над которыми тоже нависал дамоклов меч угрозы американской неплатежеспособности. Новая глава МВФ Кристин Лагард отмечала: «Фискальный шок в США был бы чреват ущербными последствиями для остального мира».
С финансовыми коллизиями такой державы, как США, любые шутки плохи. В этом случае в мире под вопросом могут оказаться гигантские суммы. Китай хранит большинство своих триллионных валютных сбережений в американских гособлигациях и долларах. А Европа? В первом квартале с.г. европейские банки имели американских госдолгов на 752,6 млрд. долл. (522,6 млрд. евро). По данным Банка международных расчетов (БМР), это на 56% больше, чем в конце 2010 года. Получается, что в последнее время американский фиск особенно активно получал кредиты в Европе. Сверх того частные американские кредитные институты и предприятия должны европейским банкам 3737 млрд. долл. Одна британская доля в них составляет 1125 млрд. долл. Немецкие кредиторы осмотрительней. Они ссудили американцам 502,4 млрд. долл., в том числе 26,1 млрд. по госзаймам.
Особенность ситуации по эту сторону Атлантики заключается в том, что американский кризис наслаивается на собственный в ЕС. Многие страны сообщества тоже тонут в бюджетных дефицитах. В борьбе с этой бедой саммит ЕС принял в конце июля важные решения. Они, в частности, предусматривают разные формы реструктуризации долгов Греции, Португалии и Ирландии, привлечение в этих целях частного капитала, увеличение и расширение полномочий фондов спасения и т.д. Как отмечает ведущий экономист берлинского банка Unicredit Александр Кох, объявленные меры частично принесут существенные облегчения, но «не означают спасения страдающих стран». Даже при дополнительном пакете помощи в 150 млрд. евро Греция в лучшем случае сможет встать на ноги не ранее 2020 года.
Экономические и финансовые риски стран еврозоны сопровождаются политической неустойчивостью. На днях глава испанского кабинета Хосе Луис Родригес Сапатеро объявил о переносе на более ранний срок (на октябрь) парламентских выборов. На фоне острого финансово-экономического кризиса и огромной безработицы (более 20%) его партия скорее всего потеряет власть. Вот и Кипр встречает август без правительства, ушедшего в отставку. Малое островное государство отягощено купленными греческими госзаймами на 14 млрд. евро и еще кредитами на 5 млрд., данными банкам Греции. Эксперты европейских финансовых рынков полагают, что Республике Кипр тоже придется попроситься под зонтик Стабфонда ЕС. В Никосии это опровергают, но еще не забыты аналогичные заявления, звучавшие сначала в Афинах, а затем в Дублине и Лиссабоне.
Сейчас наибольшей опасностью для ЕС выглядит неустойчивость в ряде самых крупных государств еврозоны. Критическое состояние долговых проблем Италии и Испании известно. Но не исключена опасность, что они могут потянуть за собой одну из главных (наряду с Германией) опор ЕС – Францию. Согласно сведениям БМР, государственные долги Италии перед французскими банками равняются 105 млрд. долл., а Испании – 33 млрд. В ежегодном отчете по Франции, опубликованном в прошлую среду, МВФ отмечает, что долги, составляющие 82% ее ВВП, превышают типичный уровень лучших рейтинговых стран Европы. Фонд предупреждает Париж об опасности заражения бациллами долговых кризисов в соседних Испании и Италии, а также от рецессии в США.
Пусть не прямая, но определенная взаимосвязь долговых кризисов США и ЕС напрашивается сама собой. Общая сумма американо-европейских государственных долгов составляет гигантские 20 трлн. долл. Три пятых из них приходится на администрацию Вашингтона. Даже подняв на этот раз долговой потолок еще на триллионы, США лишь разрешат текущую критическую ситуацию. За последние 30 лет государственный долг США вырос в 15 раз! Причем главным образом за счет расходов Пентагона, бюджет которого с 2000 года увеличился втрое, до 900 млрд. Кстати, покрытие бюджетного дефицита займами – вообще давняя практика Вашингтона. За последние 50 лет потолок американского госдолга поднимался 70 раз!
Но никогда прежде он не достигал таких непомерных величин и не грозил банкротством. Теперь еще одно поднятие планки, наверное, облегчит президенту перевыборы. Но сама проблема критического бюджетного дефицита и жизни американского государства в долг не устраняется. Через некоторое время она неизбежно вернется и с ростом долга станет, вероятно, еще острее. Так же и в ЕС. Если сообщество с помощью брюссельских решений отведет малые страны от края пропасти, то угроза банкротства ряда крупных экономик, как и вопрос стабилизации евро, не снимается. Таким образом, общее неблагополучие финансовых дел Запада обретает перманентный характер.
Проблемы США и доллара, а равно ЕС и евро, естественно, не могут не беспокоить Россию. Как известно, она хранит свои валютные запасы в долларах и евро. Надо полагать, что наше правительство не полагается на русский «авось» и предпринимает меры против возможных рисков. Но предусматривается ли на пожарный случай вывод части активов из долларов или что-либо иное, не сообщается. Другое дело, что при всех собственных реальных сложных проблемах и некоторых свежих, но мрачных экспертных предсказаниях краха одного несчастья опасаться России нужды нет: по крайней мере в ближайшие дни дефолт ей точно не грозит.