Защитить пилотов от лазерных лучей можно только одним способом – поймать хулиганов.
Фото ИТАР-ТАСС
В ночь на 27 июля полиция задержала мужчину, который включал на Воробьевых горах установленную в багажнике иномарки светомузыкальную установку с лазерными лучами, бившими в небо. В предыдущую ночь экипажи двух пассажирских лайнеров, следовавших в «Домодедово», доложили, что их пытались ослепить лазерным лучом предположительно с Воробьевых гор. Терроризм в этих фактах усмотреть сложно, а паника на грани истерии в обществе и СМИ видна невооруженным глазом.
Молодой человек 1985 года рождения своей светомузыкальной установкой мог ослепить только девушку, которую катал по Воробьевым горам. Попасть лучом в кабину летящего на высоте нескольких тысяч метров самолета весьма проблематично. Тем более что кабина находится в верхней части фюзеляжа, а не снизу.
Сообщается, что лазерная установка изъята для проведения экспертизы. Это интересно. Ведь лазерный луч невозможно идентифицировать, он не оставляет индивидуальных следов и вообще нематериален. Так что установку вернут хозяину, но полиции есть о чем рапортовать.
Если прикинуть расстояние от Воробьевых гор до «Домодедово», получится не менее 30 км. До «Внуково» ближе – 20 км. Но и на таком расстоянии не разглядеть даже самый большой аэробус, тем более ночью. Ведь мы не видим летящие на высоте 9–10 км самолеты, опознавая их только по белому инверсионному следу. Реальную опасность лазер представляет лишь при заходе на посадку. Летчики могут временно терять зрение, ориентировку в пространстве и испытывать стресс.
В России карманный лазер можно купить в Интернете. Указка мощностью 500 мВт с зеленым лучом стоит 6000 руб. А синий лазер в 1 Вт – 12 500 руб. Дальность луча таких указателей – 30–50 км.
В некоторых вузах России зеленые указки запрещены, потому как выжигают матрицы систем видеонаблюдения в залах. Никакого полезного применения у мощных карманных лазеров нет. Молодые люди, купившие китайскую игрушку, через день-два это понимают. И тогда некоторые начинают охотиться на самолеты. В российских СМИ гуляет «утка» о том, что в США некий Клинтон Пинкерт якобы получил 20 лет за попытку лазерного терроризма. Ничего подобного. Реальный суд над лазерным хулиганом произошел пока только во Франции. В августе 2010 года в парижском аэропорту «Орли» полиция арестовала 24-летнего местного жителя. Он заявил, что не имел дурных намерений, а просто опробовал купленную в Таиланде лазерную игрушку. Гуманный французский суд приговорил его к символическому штрафу в 1 евро и шести месяцам условного заключения.
Лазерная атака может быть начата мгновенно – только кнопку нажать. Следов луч не оставляет, идентифицировать принадлежность света к тому или иному прибору невозможно. Доказывать такие преступления чрезвычайно трудно. Поэтому отпустили задержанных этим летом лазерных хулиганов в Грозном, Ростове и Москве.
За семь лет лазерных атак на самолеты по всему миру аварийная ситуация ни разу не возникла. Во время захода на посадку оба пилота держат штурвалы. Если с одним что-то случилось, второй посадит машину. Однако для авиакомпаний лазерные хулиганы – еще одна версия при расследовании катастроф и летных происшествий. И возможность списать на них ошибку пилота или техническую неисправность.
Оживились и производители разного рода очков и прочих защитных приспособлений. Понятно их желание продать свой товар в максимальных количествах. Но тут всех ждет жестокое разочарование. Есть многотомный документ – Руководство по производству полетов (РПП). Согласно РПП, при посадке зрение пилотов не должно ничем ограничиваться. Никаких темных очков. Даже противосолнечный козырек должен быть поднят. Защита от лазерных атак одна – никого постороннего на расстоянии 500–1000 метров от взлетно-посадочной полосы и никаких указок на территории аэропортов.
Когда каждый день приходят сообщения о разбившихся самолетах, утонувших теплоходах и безумных терактах, уровень тревожности в обществе резко возрастает. В такой атмосфере лазер, малознакомый и непонятный большинству граждан, конечно, выглядит пугающе. В России с начала года зафиксировано менее 50 лазерных атак на самолеты. Для сравнения: в США в 2010 году официально зарегистрировано 2836 случаев лазерного хулиганства. И ни одного, связанного с этим, авиапроисшествия. Как нет ажиотажа в СМИ и паники в обществе. Но отловом хулиганов занимаются все спецслужбы вплоть до военной контрразведки.
Роста лазерного хулиганства в России пока не наблюдается. Вторая половина июля прошла спокойно. Засветки зеленым лучом с Воробьевых гор атаками на самолеты трудно считать. Это не значит, что хулиганов не надо ловить. Обязательно надо, особенно в районе аэропортов, и показательно наказывать хотя бы оглаской, как это сделали в Чечне. Чего не надо, так это нагнетания истерии, которая лишь подталкивает психически неуравновешенных подростков и переростков к дурным поступкам.