Говорят, что мы ленивы и нелюбопытны. Быть может, и так, но надо отдать должное, что мы таки люди изобретательные. Особенно если «душа горит» и высказаться хочется. Благо возможности с распространением в стране Интернета только возрастают. И чем больше растет усталость от телевизора с его постоянными ток-шоу, тем больше людей уходит в Сеть.
Хочешь привлечь внимание к проблеме – пожалуйста. Тут тебе и ЖЖ, и рассылки в Facebook и «ВКонтакте», и самые разнообразные видеоролики, выкладываемые на YouTube. Здесь собственное мнение вообще может облечься в видеообращение к президенту, не говоря уже о всевозможных переделках фильмов или трейлеров к ним, переозвучках и прочее. Делается это все с большей или меньшей степенью серьезности, ума и юмора, подчас на коленке, а случается и такая смесь «французского» с русским матерным, что и смотреть нельзя. Но в одном этим «фильмам» не откажешь: народ учится думать и высказывать свое мнение, пусть и не всегда в цензурной форме. А это все же лучше, чем когда все молчат и рот раскрыть боятся.
Чем не платформа для формирования гражданского общества? Тем более что и контролировать подобный поток сознания (что прагматичные американские исследователи отметили лет 40 назад) довольно сложно. Хотя ничего невозможного нет.
Не так давно в Сети появился ролик на злободневную тему: отмена нескольких чартерных рейсов Минтрансом. Ряд неудобств (часть из них отменили совсем, часть перенесли на ночь) был мотивирован тем, что надо провести ремонтные работы. Волна возмущения по этому поводу привела в том числе и к созданию этого ролика. Какой-то народный умелец вместо заморского пляжа остался у своего компьютера и смонтировал с досады двухминутное видео. Сделанное в духе времени: фюрер в бункере рвет и мечет, что не может улететь в Турцию, а Ева там хотела купить шубу, а путевка стоит 600 евро, а жить-то ему и так недолго осталось┘
Ролик как ролик, не в нем дело (хотя псевдонемецкое «Цу хум мешальтест? Откатенфюрер!» и может занять заслуженное место в многогранном русском языке), улыбнуться и забыть. Но что действительно забавно, так это комментарии к видео. Интересная тенденция: они довольно четко подразделяются на два типа. Первый из них – обычный для Интернета стеб, «ржунимагу», «зачот» и цитаты из фюрера же (отрицательные отзывы тоже в наличии, но их форма, к сожалению, не позволяет им быть здесь процитированными). Второй тип комментариев заставляет невольно задуматься – нечто безлико-серое, однообразное, с общим посылом: «скучно» – «неинтересно» – «глупость какая», и с явным послевкусием того, что пишут их не обычные пользователи. Много ли встречается на просторах Интернета «гладких» отзывов, повторенных по нескольку раз? При этом абсолютно «никаких», без эмоций и обычных в таких ситуациях подколов? Комментарии эти оставляют под аккаунтами, созданными чуть ли не в один день, и тоже относительно недавно. Идут они дружной волной, словно по приказу, отстаивая право Минтранса поступать так, как там посчитают нужным.
Кстати, эти же пользователи в едином порыве комментируют другой ролик, где расхваливаются Минтранс и его начальник, господин Левитин, за те хорошие дороги, которые строятся на бюджетные деньги. И тут, простите за праздное любопытство, возникает логичный, в общем-то, вопрос: а из каких денег были оплачены все эти однотипные комментарии? Не из бюджетных ли средств? Или, может, существует какая-нибудь более хитрая схема? Или чиновники получили домашнее задание: приди, мол, домой, зарегистрируйся и оставь четыре фразы здесь и две там (можно наоборот). И получи в итоге ежеквартальную премию.
Господа чиновники (или пиарщики)! Если уж вы получаете подобное задание, то подходите к нему творчески. Поживее, как-нибудь, чтобы хоть читать можно было и не появлялись неудобные вопросы. А то, знаете ли, в Интернете есть слово «пичалька». Означает нечто пусть несмертельное, но довольно неприятное. Как и все вот эти откровенные попытки псевдополитического спама. Они же на самом деле наносят ущерб тем, кого призваны защищать. Пичалька.
Вас так волнует мнение народа о деятельности Минтранса? Тогда, быть может, стоит выбрать более яркий способ воздействия на умы? Сделать, например, нормальные развязки на МКАД. Или перестать ремонтировать свежеположенный асфальт.
Возможно, конечно, что все это случайное совпадение. Просто существует в Интернете группа фанатов Минтранса. О вкусах же не спорят, кто-то от Мадонны фанатеет, кто-то от Левитина. И эти люди искренне верят, что все там хорошо, и дороги строят хорошие, и средства расходуют строго по назначению, и отменяют что-то только тогда, когда это действительно необходимо. Ну что ж – блажен, кто верует┘