Директор ФСБ Александр Бортников начинает модернизацию своего ведомства.
Фото РИА Новости
Сегодня Госдума намерена принять законопроект об ужесточении требований к сотрудникам ФСБ. Предполагается, что служба там должна стать тяжелее и чище. Не только для чекистов как таковых, но и для гражданских служащих этого ведомства и даже для обслуживающего их всех персонала. Им всем теперь светят проверки на проф- и психпригодность, тесты на наркотики и алкоголь, полиграф и обязательное дактилоскопирование. А также отказ от Интернета, политических взглядов и зарубежной собственности. Существование последней проблемы законопроектом признается, таким образом, официально. Решать ее предложено под угрозой увольнения. И оперативно, потому что фээсбэшникам и частные выезды за границу запрещают. Ведомство по-быстрому заявляет о самоочищении, чтобы его не вычистили извне.
Формально авторами законопроекта об изменениях в отдельные законодательные акты РФ, связанные с прохождением службы в органах ФСБ, являются депутаты Госдумы. Первый зампред комитета ГД по безопасности Михаил Гришанков и глава комитета по делам ветеранов Николай Ковалев, в середине 90-х несколько лет это ведомство и возглавлявший. Впрочем, без полного согласования с родной службой такие документы депутатами, понятное дело, не вносятся. А главное, не принимаются в течение короткого срока – за полтора месяца.
Между тем изменения предполагается сделать весьма серьезные. Во-первых, значительно усиливаются полномочия директора ФСБ Александра Бортникова. Приказы которого теперь будут едва ли не главными нормами жизни для всех чекистов. Во-вторых, само понятие «чекист» в законопроекте расширяется до самых последних пределов. Полноценными сотрудниками ФСБ предлагается считать всех ее работников. Не только военнослужащих, а оперативный состав имеет именно такой статус, и гражданских чиновников, но даже и обслуживающий персонал. Так что предлагаемые законом ограничения будут работать и для самых крутых оперов, и для каких-нибудь сантехников «глубокого бурения».
А наиболее интересным из них, конечно, следует признать запрет на владение заграничной собственностью. Причем уточнений по поводу, к примеру, Украины, Белоруссии или Казахстана нет. Всем фээсбэшникам предлагается от недвижимости и прочих активов, расположенных вне границ РФ, отказаться добровольно. Потому что тот, кто не откажется, будет лишен чести защищать спокойствие и мирный труд российских граждан. То есть или уволен со службы, если он уже на ней, или просто не взят на эту интересную работу. Таким образом, решено вернуть понятие «чистые руки».
Правда, вчера было еще не совсем понятно, в течение какого срока сотрудники ведомства должны избавиться от «плохой» собственности. Или, другими словами, практически признаться в том, что у них есть «боковые» доходы, позволившие кое-что прикупить за рубежом. Ведь если в законе написано, что они не должны таким имуществом владеть, то ясно, что факты имеют место быть. У депутатов пока заготовлено два варианта по этому поводу – продать все либо в течение полугода после вступления закона в силу, либо в срок, определенный директором ФСБ. Причем последний вариант зафиксирован в тексте закона ко второму чтению, а первый – в таблице поправок, одобренных комитетом по безопасности.
Весомым добавлением к запрету на иноземное имущество, без сомнения, является и восстановление ограничений на выезд за границу для тех, кто причастен к гостайнам. Вот и сотрудникам ФСБ частные поездки запрещены – до окончания срока их службы или работы в структуре. А в своем родном отечестве они обязаны будут регулярно подвергаться многочисленным испытаниям – на профессиональную пригодность и психологическую устойчивость, например. Или, скажем, на стойкость к алкоголю и наркотикам. Обязательное дактилоскопирование будет выглядеть мелкой неприятностью по сравнению с детектором лжи.
После внешнего ремонта здания на Лубянке пришла пора для внутреннего обновления. Фото PhotoXPress |
Где чекистов и приравненных к ним будут проверять на верность стране и отсутствие криминальных и иных сомнительных связей. Ведь и «горячее сердце» – это условие обязательное. А еще всем им нельзя будет оставлять в социальных сетях Интернета и в любых СМИ информацию, которая позволит раскрыть их ведомственную принадлежность. Ведь каждый чекист должен иметь «холодную голову». А вот активная гражданская позиция не нужна. Ибо сотрудника могут уволить, если он «состоит и (или) участвует в деятельности общественных объединений, преследующих политические цели».
Без шуток, по данным ряда источников «НГ», появление законопроекта – это попытка руководства ведомства как можно быстрее встать на путь самоочищения. Потому что, по слухам, очередь вот-вот может дойти и до этой структуры. Поговаривают: президент Дмитрий Медведев уволил весной этого года замдиректора ФСБ Вячеслава Ушакова «за нарушение служебной этики» не только потому, что была распространена информация о деле подмосковных прокуроров. Также пошли разговоры о финансовой проверке ведомства, которое не смогло ответить, куда девались без малого 30 млрд. руб.
Корреспондент «НГ» обратился по телефону в Центр общественных связей ФСБ с просьбой найти какого-либо ответственного сотрудника, чтобы прокомментировать все эти слухи. Но ответ был традиционный – это можно сделать только через официальный запрос. На вопрос, а будет ли на него реакция, сотрудник ЦОС заметил: «Вы же просите опровергнуть слухи, так что мы вашу просьбу рассмотрим».