Россия, добившаяся права на проведение чемпионата мира 2018 года, должна навести порядок на своих футбольных стадионах.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Вчера Следственный комитет России объявил, что дело о беспорядках футбольных болельщиков на Манежной площади еще не отправлено в суд. Но находится на финальной стадии расследования. Вчера же от Госдумы последовали заявления о том, что с расизмом и ксенофобией на спортивных стадионах развернется борьба. Околоспортивный экстремизм привел депутатов к мысли, что игровые поля необходимо объявить «зоной повышенного риска». Однако в нее вполне может превратиться и сама Россия. Которая только что получила право на чемпионат мира 2018 года, но в такой ситуации вполне может его потерять. А значит, на кону престиж страны. Да и председателя правительства Владимира Путина. Пострадать может и сам футбол, который превращается наконец в серьезный бизнес.
Вчера Следственный комитет России объявил, что дело о беспорядках на Манежной площади вовсе не завершено, несмотря на уверения адвокатов некоторых обвиняемых в организации массовых беспорядков 11 декабря 2010 года. Однако оно действительно находится на завершающей процессуальной стадии. А двое главных обвиняемых – Игорь Березюк и Илья Кубраков – уже знакомятся с материалами дела. Напомним, кстати, что и дело об убийстве болельщика Егора Свиридова, смерть которого явилась формальным поводом для общественного возмущения, тоже готовится к судебным слушаниям. Актуализация же темы ксенофобии в спортивной среде произошла после недавнего скандала с одним из легионеров клуба «Анжи» Роберто Карлосом.
Напомним, что на днях в Самаре на одном из матчей премьер-лиги с трибуны стадиона в темнокожего футболиста кинули банан. Роберто Карлос покинул стадион в слезах. Всеми футболистами, игравшими в том матче, эта выходка была воспринята как оскорбительная и экстремистская. Тем более что игрок не раз становился объектом расистских нападок.
Неприлично высокий уровень экстремизма на стадионах привлек все мировые телевизионные агентства, которые показали неприятный эпизод в подробностях. И только тогда проблема наконец обратила на себя внимание депутатов Госдумы. Ведь через семь лет – в 2018 году – Россия принимает у себя чемпионат мира по футболу. А за такие безобразия это право можно потерять. Тем более что в мировых футбольных кругах желающие сделать это найдутся.
Вызывающее поведение националистов на стадионах угрожает как безопасности спортивных мероприятий, так и международному имиджу страны – и без того не самому привлекательному.
Депутат Валерий Драганов, бывший вице-президент Российского футбольного союза, предложил законодательно ужесточить режим проведения матчей. Он выдвинул идею объявить футбольные поля «зонами повышенного риска». И считает необходимым оснастить спортивные арены видеокамерами, с помощью которых записывать не только игроков на поле, но и фиксировать болельщиков как на трибунах, так и в помещениях стадиона.
Роберто Карлос не ожидал столь агрессивной выходки от российских болельщиков. Фото РИА Новости |
Депутатские идеи критикуют в информационно-аналитическом центре «Сова», занимающемся проблемами экстремизма. Контроль, видеофиксация и без того присутствуют на спортивных аренах. Но, как показывает практика, эти меры малоэффективны. Тем более что до последнего времени борьба с расистскими выходками во время футбольных матчей была формальной. «Правоохранителей больше всего интересовало, чтобы болельщики креслами друг в друга не кидались, и только», – считает эксперт «Совы» Вера Альперович.
Эксперт отмечает, что сейчас футбольные клубы штрафуют за проявление ксенофобии со стороны болельщиков: «Перед выборами за право проведения мирового чемпионата Российский футбольный союз принял весьма жесткий регламент. Но сделано это было, чтобы продемонстрировать – дескать, да, мы решаем эти проблемы».
Впрочем, эксперт обращает внимание и на своеобразие борьбы с околофутбольным экстремизмом: «Когда летом прошлого года был убит спартаковский болельщик Юрий Волков, проходили большие акции протеста фанатов. Но как раз в то время шли выборы за право провести Кубок мира и фанатские группировки очень активно выгоняли со стадионов провокаторов, которые хотели превратить смерть Волкова в политическую акцию».
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает футбольных болельщиков политической проблемой: «Экстремизм на стадионах – одна из наиболее вызывающих частей общего экстремизма в стране. Если в стране растет ксенофобия, то и на спорте это отражается».
Он не сомневается, что законодательные меры по борьбе с экстремизмом на спортивных аренах – это одна из составляющих комплексной борьбы с проблемой: «Должна проходить превентивная работа. В том числе с самими болельщиками. Но должна вестись и борьба с ксенофобией в целом». Вместе с тем эксперт признается, что эти усилия могут лишь смягчить проблему, но не устранить ее совсем.
Ему вторит член Общественной палаты Олег Зыков: «Это не вопрос нормативных документов, а ментальной эволюции». По его мнению, «сейчас мы наблюдаем спорадическую деятельность, которую вызывают какие-то резонансные происшествия». Собеседник «НГ» считает инциденты на футбольном стадионе частными проявлениями национальных проблем: «Невозможно преодолеть межэтнические конфликты, борясь с ксенофобией лишь на футбольном стадионе».
А между тем ситуация в России совсем не уникальна. Еще лет двадцать назад в Великобритании фанаты практически вышли из-под контроля. От них начал страдать и сам великий английский футбол. Власти повели с экстремизмом болельщиков борьбу. Именно не со всеми болельщиками, а с отдельными людьми. Они были выявлены все и оказалось их не больше пяти сотен на всю страну. Сейчас их фото известны на каждом стадионе, куда их не пускают. Нет у них права и выезда на международные встречи. Нашей полиции стоило бы этот опыт воспринять. И не прессовать всех любителей футбола без исключения, а выявить экстремистов – да хотя бы с помощью тех же видеокамер, и фанатов, для которых любимая команда важнее национальных предпочтений.