Похороны Юрия Буданова, убитого 10 июня в центре Москвы, привлекли внимание не только националистов. Присутствовавший на церемонии, включающей все воинские почести, лидер Либерально-демократической партии Владимир Жириновский выдвинул идею посмертной реабилитации Буданова. С возвращением ему звания и орденов. Эксперты считают недопустимой эту, по сути, светскую канонизацию фигуры экс-полковника. Однако признают возможность использования властью гибели Буданова в предвыборных целях.
Казалось бы, значение события явно преувеличено. Народу на похоронах собралось не так много, как анонсировалось: около тысячи человек. Хотя полиция и предприняла беспрецедентные меры предосторожности. Никаких безобразий не случилось.
И предложение лидера ЛДПР Владимира Жириновского не вызвало горячей поддержки друзей и родственников погибшего – они прервали его требованием дать слово однополчанам Буданова. Между тем российское общество, уверяет «НГ» глава Левада-Центра Лев Гудков, сегодня как никогда близко к оправданию поступка Юрия Буданова.
Напомним: Буданов был осужден за похищение и убийство чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Совершению преступления предшествовали смерти шестерых подчиненных полковника, ставших жертвами снайпера. Стрелявшего из того самого села, куда Буданов помог провести воду. Официальные лица Чечни весь день не комментировали происшествие. А отец Эльзы, узнав о смерти бывшего полковника, сказал: «Собаке – собачья смерть».
Через год после инцидента с похищением мне довелось разговаривать с отцом Кунгаевой. Он жил тогда в лагере беженцев, на территории Ингушетии. Сидел передо мной в большой семейной палатке маленький худой чеченец и под шелест дождя монотонно рассказывал, как вошли в дом военные, поволокли сначала к двери одну из сестер Кунгаевых, ту, что помладше. Та, что постарше, Эльза, бросилась на защиту, и тогда взяли ее. Завернули в одеяло, как вещь, и вынесли.
Убийство Буданова в глазах одних россиян выглядит справедливым возмездием. В глазах других россиян – покушением на национальное достоинство. В обществе назревает раскол. Националисты сделали Буданова своим знаменем. Политики пытаются использовать эти настроения в целях привлечения электората. Могут ли их усилия оказаться результативными? И какую позицию в этом занимает – должно занимать – государство?
Настроения граждан игнорировать трудно. По мнению Гудкова, сочувствие Буданову со стороны значительной массы населения – свидетельство аморальности общества: «Люди рассуждают по принципу «Буданов – сукин сын, но это наш сукин сын». Власть не торопится осадить националистов, подчеркивает Гудков, по одной простой причине -═осуждая бывшего полковника, люди должны осудить войну в целом, а этого допустить нельзя: «Власть, конечно, хотела бы замолчать инцидент с убийством Буданова. Потому что национализм в России сливается с социальным протестом».
Заявление Жириновского о необходимости реабилитации Буданова не соответствует интересам власти, уверен член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров: «Российский и чеченский национализм – Сцилла и Харибда, между которыми пытается проскользнуть Владимир Путин». По мнению эксперта, разыгрывать карту национализма скорее будет поручено властями Конгрессу русских общин Дмитрия Рогозина. Напомним, кстати, что эта организация выразила готовность войти в Народный фронт. Удобное свойство фронта, указывает Петров, – его аморфность: «Туда входят самые разные люди и организации. Вполне допускаю, что кто-то из них поддержит идею реабилитации Буданова. В этом смысле Жириновскому, если он как-то чрезмерно с точки зрения Кремля захочет вытаскивать проблему реабилитации Буданова, мне кажется, просто укажут на ошибку, и он прекратит это делать».
Посмертное восстановление в правах экс-полковника, считает глава Института глобализации Михаил Делягин, – «личная инициатива Владимира Вольфовича, который хорошо чувствует конъюнктуру и быстро реагирует, очень умело и очень давно играя на патриотическом поле: «Достаточно вспомнить лучший лозунг, с моей точки зрения, избирательных кампаний в России – «Мы за бедных, мы за русских». Другое дело – он может рассчитывать, что кто-то в государстве захочет аккумулировать протест против подавления русских как народа в России, и тогда он придется ко двору. Я лично думаю, что для этого будут использоваться другие фигуры – вроде Рогозина, но в данном случае Жириновский делает такие заявления вовремя и с технологической точки зрения правильно».
Сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман считает недопустимым развитие ситуации в сторону реабилитации Буданова: «Никакие экстремальные обстоятельства не заставят человека делать то, что не соответствует его внутренним предрасположенностям. Оправдание Буданова означает полный отказ от моральных норм». Ситуация может быть использована властями другим способом, считает политик: «Есть зона согласия между такими людьми, как мы с вами, и теми, кто выходит на Манежку. Это согласие в том, что война была преступной. С этим согласны и те, кто воевал, и те, кто выступал против войны. Есть согласие в том, что наших военных поставили в дикое положение, и в этом смысле наша страна виновата перед военными, которые выполняли приказ». Вьетнамская война, напоминает собеседник «НГ», была осознана и проанализирована в США и привела не к расколу общества, а к национальной консолидации: «То же самое может произойти и у нас. Если власть не будет пугаться и идти навстречу людям с самыми дикими представлениями о морали».
Кстати, вчера Госдума отклонила предложение депутата-коммуниста Владимира Уласа заслушать на заседании палаты информацию глав ФСБ Александра Бортникова и МВД Рашида Нургалиева в связи с убийством бывшего полковника Юрия Буданова.
Почему Юрия Буданова хоронили с воинскими почестями
Глава «Отдание воинских почестей при погребении» Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации определяет, что «воинские почести отдаются при погребении: ...ветеранов боевых действий». При этом «почетный эскорт назначается в следующем составе: при погребении солдат (матросов), сержантов (старшин) и прапорщиков (мичманов) – отделение, взвод или соответствующее подразделение».
«При погребении умерших участников войны (боевых действий) в воинских званиях рядового (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) и младших офицеров исходя из организационно-штатных возможностей воинских частей и в зависимости от их удаления от места захоронения почетный эскорт назначается в составе отделения.
Почетный эскорт должен быть с Государственным флагом Российской Федерации с траурной лентой, а при назначении от взвода и больше, кроме того, – с Боевым знаменем без знаменного чехла и с траурной лентой».
Кроме почетного эскорта на погребение назначаются:
почетный караул к гробу,
военный оркестр,
наряд на погребение (8–10 человек) без оружия под командой сержанта (старшины).
При опускании гроба с телом покойного в могилу играется траурный марш и производится салют тремя залпами холостыми патронами.