У Александра Коновалова свой взгляд на решение Страсбургского суда.
Фото ИТАР-ТАСС
Как стало известно «НГ» из источников, близких к Министерству юстиции России, в ведомстве фактически решен вопрос об отказе в регистрации Партии народной свободы (ПНС, или ПАРНАС). Отрицательный ответ Федеральной регистрационной службы скорее всего будет основан на том, что в сведениях о региональных отделениях ПАРНАСа обнаружены ошибки и неверные данные о рядовых партийцах. Между тем сами оппозиционеры считают, что Минюст избирательно применяет российское законодательство о партиях.
В конце мая, напомним, оппозиционная Партия народной свободы подала в Минюст пакет документов на регистрацию. Лидеры ПАРНАСа намерены добиться положительного ответа, поскольку-де с документами у них полный порядок.
Оппозиционеры основательно подготовились к традиционным минюстовским претензиям и, по их словам, не оставили веских оснований для отказа. Между тем, как сообщил «НГ» источник, близкий к аппарату Федеральной регистрационной службы, скорее всего Партии народной свободы будет вынесен отказ.
Сейчас в региональных отделениях этой структуры вовсю идут проверки. Сотрудники Минюста опрашивают рядовых партийцев о конференциях ПНС. «Устроен тотальный обзвон представителей отделения, – рассказала корреспонденту «НГ» член регионального политсовета ПНС в Оренбурге Ирина Климова. – Звонят, задают вопросы: вы член партии? А какой партии? Вы состоите в ПАРНАСе? Некоторые не знают, что это, потому что наше официальное название – Партия народной свободы. Таким образом сотрудники Минюста вводят людей в заблуждение».
Впрочем, бывают и курьезы. «К нам обратилось Общество глухонемых за защитой. Около 40 человек вступили в партию. Разумеется, они вообще не могут ответить на вопросы, а их родственники не могут пояснить. В итоге в местном управлении Минюста говорят – дескать, некоторые из опрошенных вообще не знают, что такое ПАРНАС, а другие ничего не отвечают┘ Но они же глухонемые, как они могут ответить?!» – возмущается собеседница «НГ».
«Мне звонили, – подтвердил «НГ» рядовой член партии Валентин Домгатский. – Сказали, что из Минюста. Спрашивали, как я отношусь к партиям, в какой состою, не состою ли в других. Дальше спрашивали об учредительной конференции». «Сотрудница Минюста по телефону спросила меня, действительно ли я состою в Партии народной свободы, – рассказал «НГ» член ПНС Валентин Гаранин. – Я ответил утвердительно. Дальше спросили об учредительной конференции, и разговор закончился».
В других регионах ситуация похожая. Координатор отделения ПНС в Ульяновске Александр Брагин рассказал, что руководителей местной ячейки пригласили на встречу в управление Минюста: «По телефону членов партии тоже беспокоят. Задают такие же вопросы».
В России, похоже, сложился действенный механизм, основанный на деликатных юридических тонкостях, с помощью которого бюрократия конструирует партийное политическое пространство. Например, в конце мая министр юстиции Александр Коновалов весьма своеобразно отреагировал на решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), признавшего незаконным роспуск Республиканской партии Владимира Рыжкова в 2007 году. Глава Минюста предложил республиканцам заново подать документы на регистрацию и пройти всю процедуру опять.
Один из сопредседателей Партии народной свободы Борис Немцов уверен, что Министерство юстиции игнорирует решение ЕСПЧ: «Партия должна быть зарегистрирована снова автоматически». Само решение ЕСПЧ по этому вопросу Немцов считает показательным и прецедентным для России: «Российское законодательство о партиях нарушает наши международные обязательства. Отказ в регистрации на основании численности, достоверности данных о членах партии признан несоответствующим тем правовым нормам, под которыми Россия подписалась».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает позицию Минюста циничной и незаконной: «Также в практике министерства распространены случаи, когда партиям, ожидающим регистрацию, говорят: мол, ребята, у вас нет должного количества людей и подписи ваши недействительны. На вопрос, какие именно недействительные, отвечают, что пояснять не обязаны». Применение закона о партиях собеседник «НГ» считает антиконституционным: «Минюст попирает здесь закон постоянно».