0
1043
Газета Политика Интернет-версия

06.06.2011 00:00:00

Заморский овощ в российском политборще

Алексей Малашенко

Об авторе: Алексей Всеволодович Малашенко - член научного совета Московского центра Карнеги.

Тэги: посол, сша, россия, политика, выборы, путин, медведев


Майкла Макфола послом официально пока не назначили. Но разговоры об этом назначении уже вовсю идут. Пробую в них поучаствовать.

Прежде всего данное назначение означает весомое подтверждение «перезагрузочного» курса. Заодно в этом и некое косвенное свидетельство, что президент Обама рассчитывает на победу на своих американских выборах, а значит, и курс этот останется неизменным. А кому как не Макфолу, говорящему по-русски лучше большинства гастарбайтеров, давнему знатоку России, специалисту по оной, искреннему стороннику нормальных американо-российских отношений, по плечу и по сердцу и впредь их крепить.

Разбирается он и в постсоветском пространстве, зная, где здесь взаимопонимание возможно, а где оно вряд ли может состояться. Последнее обстоятельство более чем важно в связи с уже происходящими и грядущими там перипетиями. Его взгляд на отношения России с Украиной, Белоруссией, Центральной Азией будет иметь большой вес.

Прибывает (если, конечно, действительно прибудет) Макфол в Россию в разгар увлекательнейших событий – предвыборной смуты, результат которой, несмотря на невероятно разросшуюся рать всезнающих знатоков-политологов, все еще непредсказуем, как и первое президентское пришествие Медведева. Между тем в Штатах тоже принято пафосно рассуждать на эту тему, хотя дальше догадок и предположений дело пока не идет – умные боятся ошибиться, а прочих и слушать нечего.

Рассчитывать на то, что «фактор Макфола» будет играть в здешней избирательной кампании какую-то особо влиятельную роль, не следует. К нам не едет ревизор. Новый посол не будет выказывать явных симпатий ни одному из участников дерби и поприветствует победителя, кем бы тот ни оказался. Есть, однако, мнение, что его назначение есть косвенное согласие с тем, что следующим президентом РФ опять станет Путин. Если это так, то перед послом станет очень сложная проблема разбираться во «втором издании» Путина, что сегодня мало кто рискует делать даже в российском аналитическом сообществе. Тем более если в это второе издание будут включены некие новые, может и неожиданные (как, например, Михаил Прохоров) фигуры, с которыми предстоит выстраивать некую новую линию поведения. А вот подкручивать старые разболтавшиеся винты, вставлять новые детали в американо-российский механизм Макфолу, конечно, придется. Наверняка он в области инженерии захочет добавить кое-что и от себя. Не будем забывать, что он не просто исполнитель, но еще и конструктор, а в каком-то смысле и теоретик. Насколько удастся ему сочетать академические знания с практическими навыками, а личные симпатии с политическими обстоятельствами?

Макфол, как и его патрон, прагматик и ссориться ни с кем не собирается – именно из этого следует исходить прежде всего. Тем более что при внешнеполитических затруднениях Америки, она в последнее время всегда рада российской поддержке.

Макфол исходит из того, что работать имеет смысл с тем, кто есть и кто будет. Он знает и видит, что таится за душой и элиты, и контрэлиты. Попросту говоря, его не надуешь. Его всегда улыбчивое выражение лица отнюдь не означает, что он заведомо согласен с каждым собеседником. Как сказал про него один наш общий знакомый, «этот может и врубить». Кстати сказать, действительно может. Довелось видеть, как он это делает.

Хотя, конечно, очевидно, внесистемные российские либералы скорее всего будут разочарованы, потому что ждать от него мощной поддержки им вряд ли придется. Вербальное сочувствие им, вне всякого сомнения, будет выражаться, и притом неоднократно, но «соловья баснями не кормят». Так или иначе, но на «либеральном фронте» Макфолу будет также непросто.

В силу своей биографии, я бы даже сказал, по причине своего длительного и частого присутствия в Москве Майклу, а именно так, по замечанию коллеги Дмитрия Тренина, к нему обращаются многие здешние жители, придется не только наблюдать за отечественной политической кухней, но самому вариться в ней, быть этаким заморским овощем в нашем политборще. Это увлекательно, но в чем-то и опасно, ибо личные контакты предполагают личную, неформальную, высказанную в неформальной обстановке позицию.

Кроме того, имея в Москве огромный круг друзей и знакомых, новый посол может устать от переизбытка советчиков-консультантов. Терпеть, однако, все равно придется. Ведь и сам был таким.

Итак, занавес подымается, и на сцену выходит известный всем талантливый исполнитель. Впрочем, не только исполнитель, но и непосредственный автор некоторых политмелодий. Из зала ему кивают, а некоторые даже ободряюще подмигивают. И все чего-то ждут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Митрополит Иларион (Алфеев) отправлен на пенсию в Карловы Вары

Редакция НГ-Религий

Синод РПЦ разжаловал бывшего главного церковного дипломата

0
1526
Что будет с экономикой России после СВО?

Что будет с экономикой России после СВО?

Максим Максимов

Для стран будут актуальны не только социальные и политические вызовы

0
1272
Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
1683
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
1636

Другие новости