В Москве существуют районы, где русскоязычное население составляет 25%.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Мэр Москвы Сергей Собянин впервые устроил масштабную неформальную встречу с журналистами. За полтора часа беседы он поведал о планах дорожного и градостроительства, о мигрантах и митингах. Градоначальник сказал, что по существующему Генплану внутри Кольцевой автодороги можно было построить потенциально еще одну Москву, поэтому за распределением земли под застройку ему приходится следить лично.
В субботний день в здании мэрии было спокойно и умиротворенно, казалось, работали только охранники. Двое на улице указали правильный вход, один уточнил, что через указанный вход лучше не идти, и отправил в другой подъезд, четвертый – проверил фамилию в списке, пятый – показал где завернуть, шестой – объяснил, где находится туалет. В такой обстановке спокойной секретности мэр Москвы Сергей Собянин впервые собрал журналистов, пишущих о Москве, чтобы поговорить о развитии города и принимаемых мэрией решениях. Вопросы задавать можно было какие угодно, чтобы понять, как и что в городе работает. Больше всего журналистов волновала проблема пробок и множество сопряженных с ней нюансов.
Разговор начался с нелегальных мигрантов. Собянин сказал, что, снижая квоты на работу для приезжих, столица получает меньше людей с разрешениями на работу и больше зарегистрированных туристами граждан бывших союзных республик. Таким образом, чтобы понять, сколько мигрантов работает в Москве, нужно разрешить им работать, и, возможно, они будут себя обозначать в формальном поле. Но при этом Собянин отметил, что брать на себя ответственность за расселение приезжих город не хотел бы. ⌠Если подрядная организация привозит работников, то пусть она и заботится о них. А если мы сделаем так, что подрядчикам невыгодно будет привозить издалека рабочую силу, тогда, может быть, они станут привлекать не иностранных граждан, а рабочих, к примеру, из Калуги, Твери или москвичей, граждан России■, – сказал градоначальник. Он заявил, что сейчас уже существуют в столице районы, где число русскоговорящего населения всего 25%.
Главная задача, которую власти активно пытаются решить, – пробки на столичных дорогах. И именно об этом больше всего спрашивали журналисты. ⌠Никто в мире транспортные проблемы не решает путем строительства развязок, новых дорог, эстакад, – заявил Собянин. – Это бессмысленная работа. Это ухудшает экологию города, жизнь людей. Надо решать по-другому – за счет развития общественного транспорта и парковочного пространства. До конца этого года мы планируем четко расчертить парковочное пространство в центре столицы. Нужно определить, сколько машин можно ставить в центре города. Если мы хотя бы на 15% уменьшим число машин, въезжающих в центр города, то можно говорить об улучшении дорожной ситуации. Считаю, что платный въезд в центр города делать бессмысленно и технически невозможно. Надо дать людям возможность пересесть на другие виды транспорта. Недавно я подписал распоряжение о выделении около 2,4 миллиарда рублей на строительство паркингов около станций метро, особенно на периферии города■.
Мэр сообщил, что сейчас прорабатывается программное обеспечение, при котором стало бы возможным брать с человека, оставившего машину на стоянке, чтобы воспользоваться общественным транспортом, минимальную плату за парковку, а с обычного пользователя парковки – более высокую. Собянин отметил важность скоростных трамваев. ⌠Для меня приоритетом является сделать все трамвайные пути более скоростными. Сегодня они движутся со скоростью 15 километров в час. Если мы увеличим скорость до 25 километров, то это серьезно решит дорожные проблемы■, – сказал он. По словам мэра, платить за въезд в центр можно не напрямую, а отдавая деньги за парковку, что и является такой же ограничивающей мерой.
Что касается митингов, то тут позиция мэрии такова: место и размах мероприятий разрешается сообразно заявленному количеству выходящих держать плакаты и заявлениям на этих плакатах. ⌠Один вопрос – митинг, который проводится серьезной политической силой или организацией, для решения злободневных проблем; другой – когда это несколько десятков дебоширов, которые хотят провести акцию ради эпатажа■, – сказал Собянин. Он считает, что место должно соответствовать задуманному мероприятию. Складывается впечатление, что громко заявить о своих проблемах меньшинство не сможет, потому что оно меньшинство, и ему найдут укромный уголок для волеизъявления. Мэр сказал, что нерационально перекрывать город, дороги и площади, создавать неудобства для москвичей ради эпатажных акций, на обеспечение безопасности которых отвлекаются большие силы правопорядка.
Сотрудники правоохранительных органов, чтобы качественно работать в Москве, должны получать по 40–50 тыс. руб., но это не должна быть забота города, данный вопрос должен волновать МВД, объяснил Собянин.
О совместной концепции развития Москвы и области градоначальник сказал, что это не самый важный идеологический документ. При этом он уточнил, что сейчас столица перезастроена, и если бы бездумно реализовать имеющийся Генплан, то можно было бы получить еще одну Москву все в тех же границах. А чтобы такого не происходило, нужно внимательно смотреть, какие объекты нужны, а какие строятся просто потому, что есть такая возможность.
А от вопроса, хотел бы он, чтобы его дети и внуки жили в Первопрестольной, мэр тактично уклонился. Он с улыбкой рассказал, как они с женой обсуждали, ехать ли их дочке в не самый благополучный на то время Екатеринбург или нет. Дочка в результате отправилась учиться в Петербург. Это Собянин рассказал к тому, что, дескать, нельзя предсказать, какие решения будут принимать другие поколения.
Речи Собянина сбалансированные, верные, впрочем, как и у любого чиновника высокого ранга. Остается только пожелать, чтобы он в своих действиях руководствовался теми же принципами. И исходил из мысли, что он не только честно выполняет свою работу, за которую получает зарплату, но и строит город для себя и своих детей.