Администрация президента, правительство, депутаты и Общественная палата согласовали модернизационные поправки к закону о СМИ. Госдума планировала обсудить их как раз на вчерашнем заседании, но неожиданно они были отложены до середины июня. Как оказалось, именно Кремль потребовал зафиксировать официальное согласие медиасообщества с доработанным вариантом законопроекта. В котором, в частности, прописано, что проверки электронных СМИ могут осуществляться внезапно и внепланово – без уведомления проверяемых и без разрешения прокуратуры.
Вчера на пленарном заседании Госдумы не были обсуждены поправки к закону о средствах массовой информации и другим законодательным актам, связанным с информационной деятельностью. Второе чтение этого законопроекта пройдет скорее всего уже в середине июня. Вместо дебатов на пленарке вчера документ был рассмотрен профильным комитетом. Там выяснилось, что причиной переноса стали всего несколько слов. Их должен был произнести и произнес член Общественной палаты Дмитрий Бирюков. Который заявил, что медийное сообщество получило ответ на большую часть своих замечаний к первоначальному проекту. И теперь его доведенным до ума текстом в общем и целом удовлетворено. И эта оценка, дескать, обговорена с широким кругом профессионалов.
Интересно, что пролоббировала такую внимательность к журналистскому слову кремлевская администрация. Это стало понятно из выступления замминистра связи и массовых коммуникаций Александра Жарова. Который отметил, что по результатам заседания руководитель государственного правового управления президента Лариса Брычева ждет от ОП официального уведомления, что у палаты претензий к обновленной версии закона о СМИ теперь нет. Причем, когда представитель ОП сказал, что он об этом уже заявил под протокол, глава информационного комитета Госдумы Сергей Железняк заявил, что этого будет недостаточно. Решили, что Кремль обязательно будет поставлен в известность о достигнутом положительном итоге совместной работы правительства, депутатов и медийной общественности.
Вполне вероятно, что такое внимание президентской администрации к мнению журналистов имеет предвыборный контекст. Ведь новая редакция модернизированного закона о СМИ, как предполагается, вступит в силу этой осенью, то есть прямо перед выборами в Госдуму. То ли по этой причине, то ли по каким-то иным, самые современные российские источники информации – сетевые издания – оставлены в покое. Им сохранено право выбирать, хотят ли они оставаться в своем нынешнем состоянии или зарегистрируются как СМИ. Причем четко написано, что если они так и не регистрируются, то никто не может считать их средствами массовой информации. То есть, пояснил «НГ» член ОП Дмитрий Бирюков, эта норма будет защищать интернет-ресурсы от давления: «Даже если вы на своем сайте выкладываете видео, к вам все равно не будет никаких претензий».
Однако при этом, пояснил председатель комитета Сергей Железняк, у них не будет и тех прав, которыми обладают полноценные СМИ, – требовать от органов власти предоставления информации, аккредитовывать в них своих корреспондентов и т.д.
А все официально зарегистрированные СМИ обязательно попадут в государственную информационную систему. Она, судя по всему, будет в ведении Минсвязи. И в ней окажутся сведения о всех изданиях – печатных, электронных и сетевых. Причем сведения, которые и сейчас подаются в регистрирующий орган. Любой гражданин или юрлицо сможет обратиться к этой системе с просьбой предоставить данные. И узнать, кто у этого СМИ главный редактор, кто – учредитель, кто – издатель и т.д. В Минсвязи уверяют, что это в первую очередь нужно для того, чтобы СМИ можно было регистрировать в онлайн-режиме. И чтобы Россия таким образом еще ближе подошла к реальному воплощению в жизнь концепции электронного правительства.
Из обновленного варианта закона о СМИ становится понятно, что больше всего не повезет телевизионщикам и радистам. Ведь лицензионные процедуры для них, видимо, ужесточаются. Скажем, за теле- и радиоканалами планируется вести постоянный надзор. Чтобы вовремя отследить нарушения ими требований, зафиксированных в лицензии. С той же целью корректируется – не в пользу телерадиовещателей – закон о защите юрлиц при осуществлении госконтроля. Напомним, что этот документ запрещает проводить внеплановые проверки без согласования их с прокуратурой. И, как докладывал недавно в Совете Федерации генпрокурор Юрий Чайка, огромное количество запросов на такие проверки отклоняется как необоснованное. А электронные СМИ будут проверяться внепланово и внезапно – и без всякого уведомления прокуроров.