Учителя услышали от главы правительства Владимира Путина все, что хотели.
Фото РИА Новости
Вчера, во второй день работы съезда Всероссийского педагогического собрания, был получен ответ на главный вопрос – зачем он был нужен. Организованный фактически по инициативе «Единой России», он продемонстрировал полную готовность к старту избирательной кампании. Причем как президентской, так и думской. Появившийся во второй половине дня премьер-министр показал явное знание темы. Хотя и извинился, что может сказать «что-то невпопад». Одним словом, все, с чем народ пытался достучаться до власти, оказывается, ей давно известно.
Все, о чем учителя так долго говорили в первой половине дня и днем ранее, фактически уже принято во властный оборот. Остались в стороне уж совсем радикальные предложения учителей, например раздача непроданного в регионах жилья молодым педагогам.
И философствование о том, что живем мы в условиях «возросшего недоверия как по вертикали, так и по горизонтали». В остальном с учительскими предложениями и мыслями обошлись довольно бережно.
Вот и министр образования и науки Андрей Фурсенко, тоже, кстати, благодушно настроенный, заглянул в пресс-центр и на вопрос обозревателя «НГ» ответил, что на собрании было высказано много интересных предложений. И подчеркнул, что большая часть выступлений не ставила во главу угла материальные цели. Впрочем, не озвученные вслух мысли педагогов полностью отразил в своем докладе Владимир Путин (а именно так можно рассматривать длинное выступление премьера). Чем, безусловно, порадовал учительское сообщество. При намеченном сентябрьском повышении зарплаты педагога на 30% премьер потребовал еще и от регионов каждый высвободившийся рубль отдавать на зарплаты учителям. Учителя приветствовали это решение бурными аплодисментами. Впрочем, последние звучали в сводах скромного МИСИС с завидной регулярностью.
«Против Путина и Маяковского не попрешь», – выразил мнение зала заслуженный учитель РФ из Челябинска, приободренный этой общей эйфорией и, видимо, сбитый этим настроем, закончил фразу почти двусмысленно: «Но┘ вы, Владимир Владимирович, – наше настоящее, а министр образования это наше будущее». «┘Он сейчас зазнается», – развил мысль оратора в нужном русле премьер. «Это не про меня», – испуганно возразил Андрей Фурсенко. Если бы этой мизансцены не было, ее надо было бы придумать пиарщикам Путина, чтобы показать, что премьер «своих людей не сдает». И все недавние разговоры об отставке министра слишком поспешны. А ведь еще до начала заседания какой-то шутник пустил слух в СМИ, что одна уважаемая директор школы будет поднимать вопрос о досрочном сложении с министра его обязанностей. Говорят, бедная женщина была близка к обмороку, услышав свою фамилию.
Впрочем, едва ли такое вообще могло прозвучать на таком собрании. Как сказала в перерыве обозревателю «НГ» другая директор школы, собравшаяся публика оказалась почти однородна по своему составу. И представяла собой «инертное сообщество, живущее социалистическими представлениями об образовании». Поэтому свой доклад о том, как школа может и должна зарабатывать, директор быстро свернула и стала говорить в привычном для такой аудитории русле.
В отличие от нее Владимир Путин сумел в своей речи дать посыл и более прогрессивной части аудитории. Выглядело это примерно так. Власть знает, что в обществе идет оживленная дискуссия о том, каким быть нашему образованию. И зачастую приводится для сравнения разный зарубежный опыт. И даже азиатский┘ «Но у нас есть свои традиции, – потрафил премьер консервативно настроенным участникам съезда, – не надо забывать о них┘» «Нужны нам и инновации, без них сегодня не обойтись», – бросил премьер посыл той части аудитории, которая жаждет перемен. «Но делать все надо с умом, постепенно», – закончил он мысль на объединительной ноте. Хорошая предвыборная речь.
Впрочем, как вообще без дипломатии говорить о модернизации образования, когда одна треть школ России живет без канализации. А другая (малая) часть соседствующих школ выписывает музыкантов из Европы для школьного концерта.
«Как обсуждать модернизацию?» – подхватил премьер мысль вчерашней дискуссии. И сам же ответил: «Не только узким кругом экспертов обсуждать и на сайте вывешивать, но и прислушиваться к другим специалистам».
Покритиковав министра Фурсенко, премьер предложил министерству наладить связь с народом. «Тревога общественности вызвана нехваткой информации», – заметил Путин.
У самого же премьера связь с народом и на это раз удалась. Он заверил присутствующих, что платного школьного образования не будет. Сельские школы не ликвидируют, они станут филиалами больших школ или сольются в базовые. Финансирование сельских учебных заведений будет увеличено в два раза, с тем чтобы сравнять в них качество образования с городскими школами. Глава правительства предложил ввести новую должность в школе – библиотекарь-педагог. Это должно качественным образом изменить работу школьных библиотек. Премьер предложил не прекращать работу над совершенствованием единого экзамена. Согласно его заявлениям, поощрение классных руководителей будет продолжено из федерального бюджета и в будущем году. Общий курс на увеличение расходов на образование будет продолжен. Через пять лет средняя зарплата педагога по всем регионам должна сравняться со средней по промышленности. Премьер дал указание Министерству образования и науки РФ продолжить информационную работу с населением по разъяснению задач модернизации образования. И пообещал собравшимся избавить школы от необоснованных проверок, а учителей – от лишнего бумаготворчества.