У организаторов съезда нелегкая задача – объяснить необходимость мероприятия в разгар школьных экзаменов.
Фото с официального сайта Всероссийского педагогического собрания
Вчера в Москве начал работу VI съезд Всероссийского педагогического собрания. Делегаты прибыли со всех концов страны еще накануне и вчера работали по секциям. Открытие съезда с приветственными речами состоится сегодня. Ожидается присутствие на мероприятии председателя правительства Владимира Путина и министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко.
То, что делегатов собрали на съезд в такое время, способно вызвать разве что легкое недоумение. Сорвать людей с работы в столь горячую пору, когда в самом разгаре кампания по сдаче ЕГЭ в школах, можно только по одной причине – приближающаяся предвыборная пора. Директора школ, учителя и методисты, как народ идеологически подкованный и жестко дисциплинированный, это прекрасно понимают. Летом никого не соберешь, а в сентябре уже процесс пойдет...
Со всеми его забастовками и митингами. В общем, готовь сани в мае.
«Я действительно не понимаю, что я, как директор, делаю в этой аудитории, когда идет единый госэкзамен, заканчивается учебный год, учителя готовятся к отпускам, утверждается смета на ремонт, решается вопрос работы оздоровительного лагеря, составляются кучи отчетных бумаг и прочая... Поэтому я и быстро свернул дискуссию», – ответил на вопрос обозревателя «НГ» модератор одной из дискуссий, член Общественной палаты, директор образовательного комплекса «Царицыно» Ефим Рачевский. Вопрос же, кстати, звучал так: «В чем смысл проведения съезда именно сегодня?»
Всего в день открытия съезда работало шесть дискуссионных площадок, и темы для обсуждения были выбраны самые горячие: пресловутый федеральный закон № 83 (о правовых формах существования образовательных учреждений), оптимизация системы образования, расширение участия общественности в управлении школами и другие. Говорили о том, что не надо пугать людей платным образованием, сельская школа совсем и в никуда не исчезнет, а обществу не удастся сбросить решение всех социальных проблем на уровень средней школы.
Дискуссии не сказать чтобы были очень бурными. Хотя реплики из зала порой свидетельствовали и о непонимании самих постановочных вопросов, и даже о их неприятии. Чувствовалось, что зал пребывает в явном недоверии к докладчикам. Те же старались в первую очередь рассказать о собственных достижениях. По крайней мере так произошло на секции, обсуждающей ФЗ-83. Согласно этому закону, все учреждения будут поделены на бюджетные, казенные и автономные. Именно благодаря этому закону в обществе стали циркулировать упорные слухи о платности школьного образования. Дискуссия на эту тему на педагогическом форуме не развеяла сомнения, а обозначила новые неприятные нюансы. А чего, собственно, можно было ожидать, когда докладчик из Нижнего Новгорода сообщает, что у них все учреждения стали автономными. Как должен был отреагировать зал?
Во-первых, по объективным показателям не все школы могут быть таковыми. Право быть автономной надо заслужить многолетней работой в этом направлении. В Москве, кстати, по замечанию Ефима Рачевского, нет ни одной автономной школы. Во-вторых, если такая ситуация в Нижнем есть, значит, имеет место быть некое принуждение сверху. Когда школа начинает зарабатывать сама, она вольно или невольно предлагает родителям платные услуги (она же развивается). Если родитель не может «потянуть» своего ребенка в финансовом плане в таком заведении, он должен иметь возможность перевести его в другое. Представьте себе ситуацию, когда все школы в регионе автономные.
В общем, смысл всего обсуждения свелся к тому, что закон 83 – чисто финансовый. Чиновники от Минобразнауки его комментировать не могут, потому что закон – не от их ведомства. А простой директор читает циркуляр от финансистов в течение месяца с кучей сопутствующих документов. И при этом не всегда точно понимает его содержание... В таком случае, может, министра финансов приглашать для «чтения» документа? А может, вообще сменить министра образования на министра финансов?
Кстати, в кулуарах съезда шли довольно вялые обсуждения смены кадров на самом верху – то ли жара повлияла, то ли люди от политики устали. Но прогнозы у большинства таковы, что изменений ожидать можно только ближе к осени. «Сегодняшняя дискуссия, – уверен председатель Ассоциации лучших школ России Александр Сайбединов, – очередная попытка власти построить диалог с обществом и понять, что еще можно успеть сделать на федеральном уровне, чтобы не оставалось непонятных вещей хотя бы у директоров школ».
«Вы тут в Москве все шумите про Фурсенко, – сказал «НГ» руководитель одного образовательного холдинга из северной российской глубинки, – а нам в регионах, поверьте, абсолютно все равно, кто образованием руководить будет. Все одно и то же будет в любом случае...» Другой представитель уже одной из южных республик оказался более категоричен во «вредительских оценках» руководства Минобразнауки: «Снимать, и срочно, пока совсем образование не развалилось».
Разговоры о снятии Андрея Фурсенко с должности министра в последнее время приобрели явно системный характер. Некоторые информированные источники утверждают, что этот вопрос уже решен в принципиальном плане. Приводят даже имена четырех претендентов на кресло министра. Впрочем, вчера же сам Андрей Фурсенко в интервью агентству «Интерфакс» категорически заявил: «Я по собственной инициативе независимо от того, насколько сложная ситуация, проситься в отставку не планирую. Что касается призывов, санкций, я приемлю, готов обсуждать критику. Я не приемлю вранья». По мнению министра, «часть этих выступлений – это часть начала избирательной кампании, хотя и в ходе избирательной кампании, я считаю, врать негоже».
В общем, удастся ли высшему руководству страны убедить низовые звенья в том, что все желают только лучшего для образования, – еще вопрос.