Дмитрий Медведев посетил вчера детскую клинику.
Фото РИА Новости
Вчера президент Дмитрий Медведев провел заседание президиума Госсовета и комиссии по нацпроектам. Власти предержащие совещались, как улучшить в нашей стране детское здравоохранение. А сегодня Госдума будет принимать в первом чтении правительственный законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Действующее законодательство, появившееся в начале 90-х, признано окончательно устаревшим.
К новому закону, впрочем, претензий тоже немало. В том числе и у думского большинства. Но документ, конечно, будет принят – под обещания его дальнейшей доработки. Правда, времени на нее не слишком много. Ведь закон должен вступить в силу с 1 января 2012-го, а значит, его надо проводить через Думу сейчас. Нынешнее законодательство об охране здоровья российских граждан действует с 1993 года.
Оно стало компромиссом между прежней советской системой здравоохранения, возникшими рыночными реалиями и желанием реформировать одну из главных для человека социальных сфер – так, чтобы не обидеть и без того раздраженных россиян. Поэтому теперь это законодательство объявлено чисто декларативным и не отвечающим современным реалиям. Именно так и написано в пояснительной записке к проекту закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который сегодня голосуется в Думе в первом чтении.
Так что теперь, уверяет Минздравсоцразвития, подготовивший новый закон, пришла пора «создать современную и эффективную систему российского здравоохранения». Принцип латания все новых и новых дыр на старой одежде признан бессмысленным, так что документ разработан заново. В начале августа прошлого года он был вывешен в интернете для общественного обсуждения. А в Думу правительство представило его лишь в конце апреля этого года. Уверяя, что теперь не будет никаких деклараций, а останутся лишь четкие нормы, понятные и врачам, и пациентам, и чиновникам от здравоохранения. Наибольшую гордость разработчики, судя по всему, испытывают в отношении разнообразных определений, прописанных в законе. При этом они уверяют, что главный принцип его состоит из двух равных половин – защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечения этих прав госгарантиями.
Правда, критики проекта сразу же после его появления в Сети стали интересоваться объемом этих гарантий. Ведь как раз сейчас в России проходит реформирование бюджетных учреждений. Финансовая сторона деятельности которых будет заключаться теперь в том, что деньги из бюджета они станут получать под ту величину госзаказа на предоставляемые ими услуги, которую государство сочтет необходимым.
Возникает вопрос: если, скажем, государство, а точнее, финансовые его власти, вдруг просчитались и занизили прогноз объема услуг, то не получится ли так, что системе здравоохранения просто не хватит денег на бесплатное для граждан обслуживание? Тем более что по новому закону у муниципальных властей полномочия в этой сфере, похоже, планируется все-таки изъять. Прописано это пока не слишком четко, но данное намерение выражено конкретно в той же пояснительной записке. Более того, контрольные функции в области здравоохранения вообще полностью передаются только на федеральный уровень. Можно предположить, что еще одна вертикаль – медицинская, управляемая, как и прочие, вручную, будет по своей эффективности похожа на остальные. Которые, как известно, ею совсем не блещут.
В новой редакции закона об охране здоровья граждан оказалось и много специфических разделов, интересных лишь медикам и медчиновникам узких специализаций. Скажем, вопросы рождения и смерти граждан прописаны подробно и по-новому – и это тоже явно предмет гордости разработчиков. Ну а граждан, судя по всему, должен волновать не столько базовый закон, сколько другие, которые с ним связаны или из него вытекают. Часть из них правительством уже разработана, некоторые даже приняты, вроде закона об обязательном медицинском страховании, но остальных пока еще и на горизонте не видать.
Вообще же спешка с законодательным оформлением медреформы прямо связана с главными политическими событиями ближайшего времени – выборами в Госдуму и на пост президента России. Напомним, что глава правительства уже пообещал регионам увеличение ассигнований на медицину. Но лишь при условии модернизации ее инфраструктуры. Понятно, что премьер Владимир Путин не может отправить деньги вниз просто так, чтобы они были распилены чиновниками без видимого для избирателя эффекта. Но он не может и не дать денег на здравоохранение, потому что именно к его работе у электората есть большие претензии. Поэтому премьер буквально лично заставляет субъекты РФ разрабатывать и представлять в Москву соответствующие программы реформирования системы. Чтобы иметь хотя бы минимальные гарантии того, что люди усилия властей заметить все-таки смогут.
Спешка – качеству помощник плохой, поэтому неудивительно, что профильные думские комитеты представили к тексту большое количество замечаний. Главный из них – комитет по охране здоровья нашел в документе не что иное, как попытку дезавуировать один из главных принципов всем известной клятвы Гиппократа. Ведь Минздрав в статье о недопустимости отказов в медпомощи планирует написать, что это относится к тем медикам, которые находятся при исполнении трудовых обязанностей. Думский же комитет уверен, что делать так ни в коем случае нельзя. И вообще предлагает обратить внимание, что в проекте как-то не слишком заметна ответственность государства за здоровье граждан, хотя об ответственности медработников написано много.
Настаивают депутаты и на сохранении хотя бы частично бесплатной «Скорой помощи», потому что с 2013 года меняется принцип финансирования этой службы и есть опасение, что выезжать она будет только за деньги. А комитет по местному самоуправлению все свое заключение посвятил предстоящему почти полному изъятию медицины из ведения муниципальной власти. Между тем финансовые ресурсы у нее предлагается забрать уже полностью. В общем, депутаты недовольны многим, но понимают, что против лома, то есть главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, у них никаких приемов нет. И лишь сохраняют надежду, что за предстоящий перед вторым чтением месяц они смогут ее хотя бы в чем-то переубедить.