За последний год экстремистов на улицах стало больше.
Фото РИА Новости
О борьбе с экстремизмом говорил вчера президент Дмитрий Медведев. На совещании с подчиненными по этой теме глава государства назвал противодействие националистам и радикалам «ключевой политической задачей», решать которую он обязал лично губернаторов. А глава МВД Рашид Нургалиев посетовал, что борьба с экстремизмом в эпоху Интернета требует дополнительных усилий. Он призвал правоохранительные ведомства организовать сплошной мониторинг в Сети, не посягая при этом на свободу слова.
Логика вчерашнего президентского совещания по борьбе с экстремизмом выстраивалась по линии молодежь–воспитание–вузы. И только потом шла речь о противодействии радикалам, которое, несмотря на все усилия государства, похоже, пробуксовывает. Для наглядности Дмитрий Медведев привел цифры. Так, в прошлом году количество экстремистских преступлений увеличилось на 20%. Растет молодежный экстремизм. Судя по отчетам главы МВД Рашида Нургалиева, именно молодежь является главным кадровым и мобилизационным резервом всевозможных националистических и радикальных группировок.
Президент, характеризуя выступления экстремистов, отметил: «Группировки становятся все более изощренными и подготовленными в своей тактике». По мнению Медведева, противостояние радикалам должно идти в двух направлениях. Первое – это непосредственное усиление борьбы с экстремизмом. Второе касается воспитания молодого поколения. О последнем президент говорил охотно и подробно: «Активной должна быть прежде всего работа в вузах и школах. Крайне необходимо воспитывать молодежь в духе уважения к ценностям и традициям нашего народа. Причем такого рода воспитание не должно быть формальным».
Не забыл Медведев и воспитателей. Глава государства вспомнил, что давал правительству поручение разработать поправки, которые вводят ограничение на преподавательскую работу судимым по экстремистским статьям.
«Националисты пытаются играть на псевдопатриотических струнах. Им нельзя давать возможности это делать», – говорил президент. Но о дополнительных мерах в борьбе с радикалами рассказал лишь в общих чертах: «Очевидно, что нам нужны дополнительные меры по противодействию радикализму отдельных социальных групп». По традиции, все свелось к задаче совершенствовать координацию между ведомствами и «увязке полномочий» федерального Центра и регионов.
Министр внутренних дел Рашид Нургалиев пояснил, что питательной средой экстремистов является Всемирная паутина: «Интернет служит группировкам средством связи и координации». Глава МВД в рамках все той же межведомственной координации предложил «организовать эффективный мониторинг», дабы разоблачать подобные сетевые центры. Защитить молодежь от негативного влияния интернет-экстремистов министр пообещал «не посягая на свободу слова». Статистические данные, которые привел Нургалиев, удручали много сильнее, чем цифры, озвученные Медведевым. Оказывается, за последние шесть лет уровень экстремистских проявлений вырос в пять раз: со 130 случаев до 656.
Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что государство бессильно перед экстремистами. Собеседник «НГ» уверен, что существующая политическая система действует слишком прямолинейно: «Я бы даже сказал – туповато». Эксперт уверен, что система поощряет экстремизм, провоцируя тех, кто находится в оппозиции, но с кем можно было бы договариваться: «Все, что система считает возможной угрозой, она пытается раздавить. У оппонентов системы не остается способов выражения».
Кроме того, Малашенко видит в громких заявлених о борьбе с экстремизмом элементы «дешевой пропаганды»: «Наверху представляют реальное положение дел, но там должны понимать, что эти проблемы требуют длительного и постоянного решения». Одной из причин экстремизма эксперт называет коррупцию: «Людей раздражает поведение власти, гигантский разрыв между верхушкой и обществом». По мнению собеседника «НГ», неразрешенные проблемы провоцируют социальный протест в экстремистской форме: «Вершина этого айсберга – терроризм и экстремизм». Малашенко уверен: «При таком политическом подходе, при нынешних политиках и методах экстремизм неизбежен».