Официальные представители Московского Патриархата осудили высказывания своего коллеги, редактора церковного официоза Сергея Чапнина о языческих корнях ритуала поклонения памяти погибших во время Великой Отечественной войны у Вечного огня. При этом журналист был причислен к «церковным диссидентам». В свою очередь, Чапнин в комментарии «НГ» вновь выступил в защиту своей позиции.
В минувшее воскресенье, 22 мая с.г., в эфире телеканала «Союз» глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин выразил несогласие с утверждениями «церковных диссидентов» о неприемлемости для православных верующих символа Вечного огня у Кремлевской стены как элемента языческой культуры.
«Символ, который там находится, это не христианский символ, – отметил священнослужитель. – Но вряд ли кто-либо из православных архипастырей, священников, диаконов и мирян, которые приходят к этому месту каждый год... сказали бы вам, что они приходят ради поклонения огню или ради поклонения пятиконечной звезде».
Реплика Чаплина стала ответом на выступление ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии» – официального печатного органа РПЦ – Сергея Чапнина на заседании Совета по внешней и оборонной политике. Тогда Чапнин заявил, что празднование Дня Победы является подобием «гражданской религии», ритуальные формы которой предполагают «всеобщее поклонение огню» и являются языческими. По словам Чапнина, «огонь, выходящий из земли, всегда есть образ ада, геенны огненной, гнева Божия... Но даже представители Церкви, включая иерархов, продолжают участвовать в этом странном для сегодняшнего дня ритуале» («НГ» об этом писала в номере от 20.05.11).
Слова Сергея Чапнина были тут же дезавуированы двумя официальными представителями Московского Патриархата. Так, глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда отметил, что «священники, возлагающие цветы у памятников воинской славы, не участвуют в языческом ритуале. Они отдают дань памяти тем, кто проливал свою кровь в годы Великой Отечественной войны». В свою очередь, руководитель патриаршей пресс-службы протоиерей Владимир Вигилянский, комментируя слова Чапнина, заявил, что «поклонение Вечному огню является языческим актом, но люди, которые приходят к Могиле Неизвестного Солдата и возлагают венки, не поклоняются огню, они отдают дань павшим».
Как сообщил вчера в беседе с «НГ» Сергей Чапнин, «позиция Вигилянского сложная и абсолютно некорректная. И Чаплин, и Вигилянский признают, что Вечный огонь является нехристианским символом. Различия в интерпретациях». По словам Чапнина, из его доклада «выхвачена одна-единственная фраза, что само по себе некорректно». «Критика этой фразы позволяет сказать, что, к моему великому сожалению, прочие выводы моего доклада оказываются еще более верными, чем я сам подозревал, – сказал Чапнин. – Действительно, у нас существует большая проблема отношения к символическому наследию советского прошлого». Как отметил Чапнин, «надо иметь в виду, что я давал христианскую оценку символу Вечного огня. А те оценки, которые звучат со стороны Вигилянского, Чаплина и особенно Легойды, являются сиюминутной реакцией на один-единственный тезис. Надо читать доклад внимательно и смотреть, в каком контексте эта фраза находится».