0
1400
Газета Политика Интернет-версия

13.05.2011 00:00:00

Матрица достойной пенсии

Валентин Роик

Об авторе: Валентин Дементьевич Роик - доктор экономических наук, профессор, заместитель генерального директора Института труда и социального страхования.

Тэги: пенсия, налоги


Пенсионная тема снова в центре внимание политиков и общественности. Российский бизнес призывает исполнительную и законодательную власть снизить страховой тариф в Пенсионный фонд России с 26 до 20%. Их требования поддерживает президент и обещает рассмотреть премьер. Против снижения тарифа выступают профсоюзы и Минздравсоцразвития.

За последние два десятилетия в России и в других экономически развитых странах доля наемных работников снизилась с 85% от экономически активного населения до 60% и менее. В ближайшие 10 лет она понизится еще на четверть и составит менее 50% данной группы граждан. Для пенсионного страхования это настоящее испытание, поскольку наемные работники с их постоянной и стабильной заработной платой выступают надежными субъектами финансового обеспечения пенсионеров, а когда их доля сокращается, то пенсионеров ждут не лучшие времена.

Второй пласт проблем связан с быстрыми темпами старения населения. Если еще 100 лет назад до пенсионного возраста доживали не более 10% людей, то сейчас и в России, и в других экономически развитых странах доживают не менее 60–80%. Более того, период получения пенсий также увеличился, и при этом существенно, по крайней мере вдвое.

Таким образом, налицо объективно изменившиеся демографическая, экономическая и социальная ситуации, порождающие системные проблемы для существующих пенсионных институтов, которые с помощью простого увеличения или понижения страховых тарифов не решить. Требуется смена не только роли отдельных пенсионных институтов, но изменение их архитектуры, а также и самой матрицы социальных, экономических отношений в обществе по поводу пенсионного обеспечения.

Ключевыми моментами для понимания сущности социального контракта поколений является ряд критериев пенсионной системы, которые необходимо рассматривать в их взаимосвязи. Они служат оборотными сторонами одних и тех же демографических или экономических характеристик пенсионной системы, а поэтому особо выпукло раскрывают потенциал пенсионной системы при их сопоставлении друг с другом в триаде трех «парных показателей»:

– соотношения размеров пенсий по отношению к величине страхуемой заработной плате, или, как это соотношение называют, «коэффициент замещения»;

– соотношения периода предстоящей жизни после выхода на пенсию к продолжительности трудового (страхового) стажа;

– соотношения численности пенсионеров к работающим на тот или иной временной период, который принято называть пенсионной нагрузкой.

В советское время для получения приемлемой по размеру пенсии в размере 50% от заработной платы на протяжении средней продолжительности жизни пенсионера в 10 лет надо было трудиться примерно 34 года. Если оценить прежнюю и нынешнюю пенсионные системы с помощью страховых оценок, то страховая нагрузка советской пенсионной системы была достаточно умеренной – всего 15% от совокупной заработной платы.

За последние 40–50 лет ситуация кардинально изменилась по всему кругу ключевых показателей. Соотношение пенсии к заработной плате составляет около 40%; продолжительность среднего периода получения пенсии на конец 2010 года увеличилась практически в два раза – как для мужчин, так и для женщин – и составляет в настоящее время в среднем около 20 лет. В итоге пенсионная нагрузка на работающих увеличилась почти в два раза и составила 0,6. Третий «парный показатель» – соотношение численности пенсионеров к численности работающих – за этот период также возрос и составил в 2010 году величину 0,7. Более того, в ближайшие 25 лет это соотношение составит 1 к 1.

Как можно повысить потенциал пенсионной системы? Возможностей несколько. Самая простая – это увеличить размер страхового тарифа до величины не менее 28%. Однако при сохранении других условий зарабатывания и получения пенсий страховой тариф придется время от времени повышать.

Существуют ли альтернативы повышению страхового тарифа? Реально в их качестве могут выступать только два варианта: повышение фактического периода страховых платежей до 40 лет (в западных странах фактическая средняя величина составляет 43–45 лет) и/или уменьшения размера пенсии.

Другими словами: в пенсии, как в гордиевом узле, завязаны интересы субъектов трудовых отношений, государства и общества. Но лобовые «рыночные» попытки разрубить этот узел в течение последних 20 лет, как, например, введение накопительной пенсии или предложения по повышению пенсионного возраста, до сих пор терпят сокрушительное фиаско. Пенсионные накопления граждан девальвируются ежегодно на 4–5%, а большинство экспертов весьма скептически относятся к предложению повысить пенсионный возраст, поскольку данная мера не способна существенно улучшить ситуацию с финансированием пенсионной системы в ближайшие четверть века.

И все же при ухудшающейся демографической ситуации, в результате которой в ближайшие годы численность пенсионеров достигнет численности работающих, необходимость нового социального контракта поколений неизбежна. Важно на уровне структур гражданского общества прийти к разумному согласию по его новому алгоритму, закрепить его параметры законодательно и, что также важно, своевременно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2507
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3138
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2333
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4123

Другие новости