Электронные СМИ обяжут записывать прямой эфир.
Фото PhotoXPress.ru
Депутаты Московской городской Думы (МГД) вчера озаботились правовым положением средств массовой информации в период избирательных кампаний. Столичные законодатели поддержали инициативу фракции «Единая Россия» изменить Федеральный закон «О СМИ». Предложение касается электронных массмедиа – радио- и телекомпаний. В Мосгордуме считают, что пора положить конец практике неконтролируемых «прямых эфиров». И обязать редакторов записывать все, что происходит в студиях и выходит в трансляцию.
Проект московской фракции единороссов отправится в Государственную Думу как законодательная инициатива. В пояснительной записке к нему сказано, что нынешний закон о СМИ не обязывает редакции радио- и телепрограмм сохранять записи передач, вышедших в прямом эфире. А это-де приводит к тому, что получить доказательства нарушения законов в период избирательных кампаний бывает затруднительно. «Средства массовой информации отказываются предоставлять записи, ссылаясь на закон о СМИ», – сетуют единороссы. Потому что в законе сказано, что массмедиа могут хранить только те записи, которые делали сами.
В проекте ЕР предлагается убрать в одной из статей закона всего одно слово. Однако именно его отсутствие изменит смысл важной нормы. Если эта поправка будет принята, то телерадиокомпании будут обязаны делать и хранить записи всех эфиров.
В профильном комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи (куда в скором времени законопроект будет направлен) корреспонденту «НГ» дали понять, что с пониманием относятся к инициативе московских депутатов. Зампредседателя комитета член фракции «Единая Россия» Борис Резник не считает, что новация партийных коллег из Мосгордумы связана с наступлением на свободу слова. Но пообещал «НГ» разобраться в деталях: «то, что они внесут, надо будет смотреть-изучать».
Собеседник «НГ» полагает, что предложенные изменения связаны с большим количеством судебных исков, которые предъявляют к телерадиокомпаниям люди, оскорбленные в прямом эфире. «Когда говорят, мол, слово не воробей, вылетело и не зафиксировано, – это неправильно» – уверен депутат, – человек должен крепить свою обороноспособность». Борис Резник считает, что оскорбленный всегда должен иметь возможность доказать, что он прав: «И никаких препятствий – вроде в прямом эфире это сделано или в записи – быть не должно. Распространили в СМИ – отвечайте».
Член фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков в беседе с корреспондентом «НГ» рассказал, что отрицательно оценивает проект коллег-депутатов: «Эта поправка – очередной способ, придуманный «Единой Россией» для давления на СМИ». Собеседник «НГ» убежден, что проект инициирован в преддверии выборов: «В итоге неугодную программу можно будет закрыть под угрозой судов и огромных штрафов. И обязать редакцию выпускать в эфир нужные сюжеты и передачи».
Предложенные поправки в закон о СМИ предусматривают обязанность массмедиа хранить все записи программ, вышедших в прямом эфире. При этом собеседник «НГ» считает, что авторы инициативы даже не задумываются о том, каким образом редакции будут все эти программы записывать и хранить.
«Я не понимаю этих нападок, – признался «НГ» автор законопроекта депутат МГД Анатолий Петров. – Законопроект защищает и СМИ, и оппозицию». Собеседник газеты рассказал, что при обсуждении уже объяснял депутатам-коммунистам смысл поправки на простом примере: «Предположим, где-то выступил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Что-то сказал. И сказал, может быть, правильное. Но оппонентам показалось, что оскорбил, предположим, Жириновского. Как Зюганов докажет, что Жириновский неправ? Никак. СМИ имеют право не сохранять эту запись».
Депутат пояснил, что неофициальные записи не имеют процессуальной ценности в суде: «В суд стороны могут вообще принести разные записи. Сегодня очень легко подделать это. Поправка же предполагает, что будет делаться официальная запись, которая хранится в течение месяца». Автор законопроекта пояснил, что проблема с прямыми эфирами проявилась во время прошлых избирательных кампаний: «Кто-то что-то сказал, другой неправильно понял, а материалов разобраться в судебном порядке нет».
Поправка абсолютно никак не влияет на ответственность СМИ, уверяет депутат: «Наоборот, если же кто-то будет нападать на СМИ, массмедиа всегда смогут предъявить запись. А если гость программы кого-то оскорбил, то будет отвечать он, а не представители СМИ». На момент сдачи номера в печать «НГ» не удалось получить комментарий в редакциях радиостанций «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь».