Дмитрий Рогозин: «В абы какую партию я не пойду».
Фото ИТАР-ТАСС
Конгресс русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина 6 мая получил регистрацию в Минюсте. Об этом Рогозин вчера сообщил «НГ». Соратники по движению называют Дмитрия Рогозина неформальным лидером организации. В пресс-службе Минюста сотрудница, отказавшаяся представиться, не смогла подтвердить или опровергнуть факт регистрации КРО, сославшись на отсутствие официального запроса из редакции. Эксперты говорят о попытках власти, обеспокоенной событиями на Манежной площади в Москве в декабре прошлого года, противопоставить радикальному национализму умеренный – в виде организации Рогозина.
Конгресс русских общин, который Рогозин называет правозащитной организацией, 6 мая обрел наконец легальный статус – после пятилетних попыток получить официальную регистрацию. В беседе с «НГ» постпред РФ при НАТО поначалу затруднился с ответом на вопрос о лидере КРО. На вопрос корреспондента «Являетесь ли вы лидером Конгресса русских общин?» Рогозин ответил: «Нет, я не являюсь лидером». При этом один из членов оргкомитета КРО в качестве неформального лидера организации назвал именно Дмитрия Рогозина. Когда корреспондент сказала об этом Рогозину, он попытался уйти от ответа: «Неформальные лидеры так себя не объявляют». На вопрос «НГ» «Кто же все-таки будет лидером Конгресса русских общин?» Рогозин ответил: «Я не хочу сейчас называть конкретные имена». При этом в дальнейшей беседе он все же обмолвился, что руководителем оргкомитета российской части КРО будет политтехнолог Алексей Журавлев.
В беседе с «НГ» Рогозин подчеркнул, что у Конгресса русских общин нет серьезных политических амбиций и что организация будет скорее правозащитной. Он напомнил, что КРО вызволял из чеченского плена десятки заложников, устраивал массовые акции в Крыму и Прибалтике в защиту права на национальное образование на родном языке, отстаивал в судах права русских правозащитников за рубежом. По словам собеседника «НГ», «организация продолжит работу в том же русле».
При этом Рогозин пока не торопится выходить на политическую авансцену: «В абы какую партию я не пойду. Я занят сейчас серьезной задачей, от которой многое будет зависеть. Дело не в том, что мне неинтересна внутренняя политика. У меня просто нет времени об этом думать». Говоря о возможности вступления КРО в Объединенный народный фронт, Рогозин отметил, что «пока такого предложения не поступало». При этом собеседник «НГ» отметил, что заявление премьера Владимира Путина о создании Объединенного народного фронта и регистрация КРО в Минюсте произошли почти одновременно. По словам Рогозина, «разумнее было бы российской части Конгресса заключить с политическими силами прямой контракт, по которому, с одной стороны, КРО обеспечивал моральную поддержку партиям, а они, в свою очередь, брали бы на себя программы и задачи, которые отстаивает КРО».
Конгресс, напомним, был основан в 1992 году. В 1995 году движение принимало участие в парламентских выборах, но безуспешно. КРО не удалось тогда преодолеть пятипроцентный барьер. После создания блока «Родина» Конгресс русских общин прекратил свою работу. В 2006 году организация была восстановлена, но никак не могла добиться официальной регистрации в Минюсте. И вот наконец КРО удалось обрести легальный статус.
Сами члены Конгресса связывают неожиданное признание Минюстом своей организации с предстоящими парламентскими выборами. Член оргкомитета КРО Андрей Савельев рассказал «НГ»: «Движение пытались зарегистрировать несколько раз начиная с 2006 года. В порядке жесткого прессинга были ликвидированы все наши юридические лица: и Международный Конгресс русских общин, и Всероссийская организация – КРО. И не была позволена регистрация одноименного движения при партии «Родина». «Нам недвусмысленно сообщили, – посетовал собеседник «НГ», – что нас не хотят видеть в качестве легальной организации». По словам Савельева, главным направлением работы Конгресса станет придание русскому языку официального статуса в Евросоюзе. Политические амбиции руководства Конгресса собеседник «НГ» отметает: «Добиваться регистрации организации в качестве политической партии бессмысленно – бюрократия у власти никогда не допустит этого». Собеседник «НГ» считает, что «обстановка в России сейчас не способствует тому, чтобы появилась партия с националистическим профилем. К тому же ясно, что вообще ни одной самодеятельной организации на выборы выйти не должно. Это недвусмысленно просматривается».
Между тем Савельев не исключает возможности участия в предстоящих парламентских выборах актива Конгресса русских общин – через сотрудничество с другими политическими силами. Заметим, что к моменту регистрации КРО оживилась деятельность и других националистических организаций. Появилось новое движение – «Русские». Его возглавил Дмитрий Демушкин, в планах которого – «содействие всеобщей этнополитической русской солидарности» и «установление власти национального правительства». Помимо «Славянской силы» в новую структуру вошли запрещенное ДПНИ, «Союз русского народа», Русское имперское движение и другие. Руководящими органами организации будут совет нации, место председателя в котором будет переходящим, и высший национальный совет, который возглавит Демушкин.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что регистрация Минюстом Конгресса русских общин может свидетельствовать о том, что Дмитрий Рогозин в том или ином формате может быть подключен к избирательной кампании. Кроме того, он связал легализацию этого движения с попыткой власти противопоставить радикальным националистам умеренный проект и тем самым ослабить их.
При этом эксперт отмечает, что «Русские» и КРО – совершенно разные проекты. «С одной стороны, идет активизация националистов после событий на Манежной площади. С другой стороны, власть хочет противопоставить этим радикальным националистам умеренный проект, такой как Конгресс русских общин». По мнению Макаркина, «КРО может быть задействован как в публичном пространстве (вне контекста выборов), так и непосредственно на выборах: его представители могут быть включены в партийные списки, в частности, «Справедливой России» или «Патриотов России».
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что никаких серьезных политических последствий регистрация Минюстом Конгресса русских общин не несет. «Общественное движение – это такая форма, которая ни на что не влияет». Тот факт, что движение было зарегистрировано перед выборами, собеседник «НГ» считает случайностью: «В Минюсте, может быть, кто-то ушел в отпуск или у какого-то заместителя проснулся кусочек совести. В выборах общественное объединение участвовать не может. Они могут участвовать в митингах, субботниках, написании статей, но не в борьбе за власть».