Ливийские события на время вытеснили на второй план сообщения из Центральной Азии и Афганистана. Между тем в этом регионе наметились новые российско-натовские противоречия. Год США и Киргизия вели переговоры об открытии на киргизской территории двух тренировочных центров в районе города Кызи-Кия. Но 25 апреля премьер-министр Киргизии Алмазбек Атамбаев заявил, что срок открытия центров откладывается, и в их создании, возможно, будет участвовать Россия. Атамбаев также отметил, что Центр транзитных перевозок НАТО в аэропорту «Манас» будет в перспективе преобразован в гражданский транзитный узел. Американские и британские СМИ преподнесли эти события как новую попытку Москвы выдавить американцев из Центральной Азии.
Ситуация интересна тем, что 14–15 апреля на берлинском заседании Совета Россия–НАТО (СРН) стороны договорились укреплять диалог по Афганистану. Участники саммита согласовали обновленный «План действий СРН по борьбе с терроризмом». Они также договорились создать Трастовый фонд для содействия подготовке наземного персонала вертолетов российского производства в Афганистане. Последние события вокруг Киргизии доказывает: стратегические интересы сторон остаются разными.
За этими трениями скрывается более серьезная проблема. На Лиссабонском саммите 19–20 ноября 2010 года Североатлантический альянс принял «новую афганскую стратегию». Ее основными компонентами были объявлены: 1) расширение участия партнеров НАТО (от Армении и Грузии до Австралии); 2) содействие созданию вооруженных сил Афганистана и проведению боевых операций; 3) развитие политического диалога между правительством Хамида Карзая и оппозицией; изменение с 2014 года формата миротворческой миссии НАТО в Афганистане. Речь идет о выводе международных сил стабилизации Аганистана (ИСАФ) при сохранении вспомогательных военных частей НАТО. Обеспечивать стабильность в регионе должно будет афганское правительство.
Для России реализация этого сценария не сулит позитива. Еще в 1992 году Россия и ряд стран СНГ подписали Ташкентский договор коллективной безопасности. В 2003 году на базе Ташкентского договора была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия предоставила широкие гарантии безопасности странам Центральной Азии. В Москве опасаются, что реализация Лиссабонской стратегии НАТО (при очевидной неспособности правительства Карзая контролировать Афганистан) приведет к новой региональной войне.
За минувшие восемь лет вовлеченность ОДКБ в афганские дела расширилась. Антитеррористический центр СНГ был включен в структуру ОДКБ. Страны Организации проводили ежегодные операции «Канал» по пресечению контрабанды наркотиков из Афганистана. ОДКБ приняло решение о развертывании Коллективных сил быстрого реагирования, призванных действовать в кризисных ситуациях. 20 января 2011 года было подписано российско-афганское соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривающее поставки российской военной техники в Афганистан.
Но диалога между ОДКБ и НАТО по Афганистану не возникло. Еще 18 июня 2004 года лидеры ОДКБ приняли план сотрудничества с Североатлантическим альянсом по проблеме Афганистана. Подобные предложения были озвучены также министром обороны РФ Сергеем Ивановым (2006), министром иностранных дел Сергеем Лавровым (2009) и генеральным секретарем ОДКБ Николаем Бордюжей (2010). Ключевые направления возможного российско-натовского взаимодействия были определены как (1) борьба с транснациональным сетевым терроризмом (включая взаимодействие на уровне спецслужб) и (2) борьба с наркотрафиком. И все же на официальном уровне НАТО и ОДКБ пока не признают друг друга. А альянс предпочитает строить отношения отдельно с Россией и отдельно – с центрельноазитскими странами.
Вырисовываются три сценария, каждый из которых не выгоден России. Первый вариант – быстрый вывод войск НАТО. Последствием, по-видимому, станет возвращение талибов, падение кабульского правительства и эскалация военных действий на Пакистан – вплоть до прорыва талибов к пакистанским ядерным объектам. Таджикистан и Узбекистан будут вынуждены защитить таджикский и узбекский кланы Афганистана или блокировать попытки талибов поддержать мятежников-исламистов на их территории.
Второй – сохранение статус-кво на неопределенный период. Последствием станет расширение объемов наркотрафика. ОДКБ будет вынуждено усилить самостоятельные действия в районах афгано-таджикской и афгано-узбекской границы. Самостоятельные действия ОДКБ в Афганистане усилят напряженность в ее взаимоотношениях с НАТО.
Третий – активизация военных действий НАТО в 2011–2013 годах с целью «добить» талибов. Альянс попытается наладить диалог с отдельными странами Центральной Азии, особенно Узбекистаном. При несогласованности действий с ОДКБ шаги альянса могут быть восприняты в Москве как попытка раскола этой организации.
У российских экспертов усилилось ощущение, что в Афганистане альянс проводит недружественную политику России. Вывод войск НАТО с афганской территории может привести к новой региональной войне. В такой ситуации Москва окажется перед сложным выбором между втягиванием в войну и несоблюдением своих обязательств по ОДКБ.