Беспорядки на Манежной в декабре прошлого года потрясли страну.
Фото РИА Новости
Вчера было предъявлено обвинение задержанному 11 декабря 2010 года активисту запрещенной судом НБП и участнику движения «Стратегия-31» Игорю Березюку – по нескольким статьям УК РФ. Заметим: обвиняемый – гражданин Белоруссии. И это символично. В правоохранительных органах уверены, что «Другая Россия» (ДР), в которую трансформировалась запрещенная Национал-большевистская партия (НБП), уходит со сцены. Сегодня, по словам экспертов, занимающихся расследованием деятельности этой организации, публичные акции ДР ограничиваются митингами на Триумфальной в защиту 31-й статьи Конституции. А также эпизодическим участием в мероприятиях, организуемых другими националистическими движениями.
Складывается впечатление, что не последнюю роль в снижении активности бывшей НБП сыграли финансовые трудности, которые возникли в организации после ликвидации в 2009 году около двухсот фирм-однодневок, открытых членами лимоновской структуры. По мнению правоохранительных органов, продажа этих мини-компаний предпринимателям, нуждающимся в срочном оформлении своего бизнеса, была одним из важных источников пополнения кассы запрещенной партии. Члены бывшей НБП, по словам собеседника «НГ», создавали фирмы, ставили их на налоговый учет в кредитно-финансовых учреждениях, открывая там счета, а потом продавали готовое «изделие» желающим. В связи с этим напомним строку из программы партии «Другая Россия», опубликованной в июне прошлого года в «Российской газете»: «Паспорта гражданина РФ будет достаточно для совершения любых операций...»
Таким образом, предполагает источник, было открыто около двухсот фирм, проданных позже за 3 млн. руб. – по 500–600 долл. на каждую структуру, и тратились эти деньги на массовые акции, добавил собеседник «НГ», для участия в которых в столицу завозили регионалов. По слухам, каждому из них выдавалась небольшая сумма – обычно до 3 тыс. рубл. на пропитание и карманные расходы; размещались нацболы на съемных квартирах.
Сегодня, по данным правоохранительных органов, такая практика отсутствует – денег нет. Да и собственных забот у глав региональных ячеек ДР, судя по всему, прибавилось. Они перешли в оборону. Руководитель рязанского отделения Сергей Ежов, к примеру, сегодня очень занят – он доказывает свое право на отсрочку от армии как человек с неснятой судимостью. А Таисия Осипова из Смоленска обвиняется в продаже наркотиков (эти данные размещены на сайте «Другой России»). В правоохранительных органах подчеркивают, что в партии не опровергают факта продажи – поскольку в основе обвинения лежит эпизод с контрольной закупкой «дури». Лимоновцы лишь пытаются указать на слабые места, по их мнению, в проведении задержания Осиповой.
По информации «НГ», еще 27 мая 2009 года Следственная часть Следственного управления при УВД Центрального административного округа Москвы возбудила против национал-большевиков, на чьи документы были открыты фирмы, ряд дел по 173-й статье Уголовного кодекса РФ. Сегодня эта статья утратила силу в соответствии с недавними поправками в законодательство, облегчающими судьбу отечественного бизнеса. Это стало для нацболов спасением от наказания за «лжепредпринимательство». То есть за «создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству».
Эдуард Лимонов отрицает причастность партии к финансовым нарушениям. Фото Григория Тамбулова (НГ-фото) |
Наказание по этой статье полагалось нешуточное – штраф до 200 тыс. руб. или лишение свободы на срок до четырех лет. Тюрьма, впрочем, от штрафа не спасала: просто сумма уменьшалась до 80 тыс. Или, как сказано было в УК, «в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового».
Сегодня, похоже, происходит девальвация движения лимоновцев. С одной стороны, усиливается давление на него со стороны правоохранительных органов.
Участники митингов и интернет-активисты (один из которых разместил в Сети лозунг «Да здравствует русский бунт – мудрый и милосердный!») почти уже не выходят на улицы под флагами своих организаций, шокируя столичных жителей своим обличьем и жестами.
Упорная борьба с нацболами помогла резко уменьшить количество региональных ячеек партии: если в 2010-м правоохранительные органы насчитывали 64 отделения структуры Лимонова, то в начале нынешнего года их оставалось в перечне уже не больше 40.
Второй причиной упадка бывшей НБП можно считать разрыв с респектабельной частью движения, которую возглавляет глава Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева. Ее стремление «цивилизовать» лимоновские акции в защиту 31-й статьи Конституции потерпели полный крах, и Алексеева в прошлом году окончательно отреклась от этих попыток, публично лишив Лимонова поддержки. Последний при этом упорно утверждал, что это ему не нужна МХГ. Напомним, что несколько лет назад нацболы строили планы объединения со структурами и Михаила Касьянова, и Гарри Каспарова, и Бориса Немцова.
Наличие в стране просторной ниши националистов, вероятно, аккумулирует часть другороссов, но Лимонову, как нам кажется, вряд ли удастся вдохнуть жизнь в свою структуру, пытающуюся зарегистрироваться в Минюсте в качестве партии.
Редакция попросила лидера «Другой России» Эдуарда Лимонова прокомментировать изложенные в статье сведения относительно возбуждения дел против нацболов в 2009 году. Писатель, не дослушав просьбу, сообщил следующее: «Никакого дела не было никогда открыто. Подобного ничего не было никогда. Вы пишете ложь. Я просто не подаю на вас в суд – знаете, почему? Потому что в нашем суде не выиграешь».