Широко анонсированная акция в поддержку Партии народной свободы не оправдала ожиданий ее организаторов, которые рассчитывали собрать более 10 тыс. участников. Однако в минувшую субботу на Болотную площадь, по данным ГУВД, пришло меньше тысячи человек. Эксперты объясняют неудачу отсутствием у новой структуры системы массовой мобилизации сторонников и согласия между ее лидерами, что может стать серьезным препятствием для регистрации оппозиционной партии.
Акция задумывалась как презентация нового политического бренда – Партии народной свободы (ПНС). Инициаторами создания этой структуры в прошлом году выступили лидеры внесистемной оппозиции Борис Немцов, Владимир Рыжков, Михаил Касьянов и Владимир Милов. Лидеры ПНС собираются подать документы в Минюст на регистрацию новой партии уже в мае. Однако прежде им необходимо привлечь в свои ряды до 45 тыс. человек более чем в половине регионов. Акция на Болотной площади должна была продемонстрировать потенциал новой структуры, ее способность к массовой мобилизации электората. Поэтому организаторы заявили о планах собрать на митинг более 10 тыс. человек – именно эта численность была согласована с московскими властями.
Тем не менее митинг на Болотной, по данным ГУВД столицы, посетили в общей сложности около 900 человек.
Гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает: «Даже если бы на площади собралось пять тысяч – это все равно не десять. Заявили бы, что придет тысяча, и пришло бы столько». Теперь же, по словам эксперта, создалось впечатление, что у новой партии «серьезные сложности с организационными ресурсами». Замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский добавляет: «У движения трудности с популярными лидерами, которые своим участием способны были бы привлекать сторонников». Публицист Максим Кононенко согласен с этим мнением: «Борис Немцов очень давно находится в российской политике, и он уже порядком всем надоел. Именно поэтому любой его проект безнадежен. Он, как Евгений Петросян, – это фигура, которая уже достала».
Бывший соратник лидеров новой несостоявшейся партии писатель Эдуард Лимонов в интервью агентству Newsinfo обвинил бывших коллег в отсутствии опыта проведения массовых мероприятий. Впрочем, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов полагает, что проблема более глобальная: «Я думаю, что у ПНС нет нормальной агитационной структуры и финансирования, чтобы осуществить общероссийский партийный проект. Но главное – они не располагают нормальной сетью для мобилизации сторонников и активистов».
Впрочем, наблюдатели считают, что новый объединительный проект внесистемной оппозиции постигнет судьба предыдущих, которые разваливались из-за неспособности их участников договориться друг с другом. «У Партии народной свободы сложная организационная структура. Они ошибочно приняли решение, в соответствии с которым каждый из четырех сопредседателей имеет право вето. В случае разногласий работа организации будет блокирована как минимум до их преодоления, – рассуждает Дмитрий Орлов. – К тому же у различных деятелей, входящих в ПНС, и прежде всего у сопредседателей – разные интересы. Движение Милова не так давно зарегистрировано, что перемещает его в сферу системных общественных коммуникаций. Касьянов традиционно далек от уличных акций. У Рыжкова, после того как Республиканская партия по решению Страсбургского суда признана легитимной, тоже появляются собственные интересы. И я думаю, что борьба за лидерство в этой организации по мере приближения парламентских и президентских выборов обострится».
Следующее мобилизационное мероприятие ПНС планирует провести в конце июня. Эксперты, между тем, отмечают: если ситуация повторится и на летний митинг придет такое же ограниченное количество сторонников, как и в это воскресенье на Болотную, то ни о каком электоральном потенциале партии речи уже больше идти не может. Профессор кафедры политологии МГУ имени М.В.Ломоносова Ростислав Туровский задается вопросом: «А кто-то надеялся на то, что у ПНС есть электоральные возможности? Они явно их преувеличили. Даже в Москве под знаменами этой политической силы вывести людей на улицу непросто».