Уполномоченный по правам человека (УПЧ) в России Владимир Лукин скоро сможет заступаться не только за отдельного гражданина, но и в целом за российский народ. Соответствующие законопроекты подготовлены Минюстом. Омбудсмен сможет обращаться в суд «в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц». Причем если он сочтет, что права эти массово и грубо нарушаются какими-то решениями органов власти всех уровней. А также какими-либо их действиями и даже бездействием. Таким образом, УПЧ может стать для гражданского общества мощным инструментом борьбы с произволом властей.
Поправки к конституционному закону об уполномоченном по правам человека в РФ и в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) подготовлены Минюстом России.
Российскому омбудсмену предлагается разрешить обращаться в суды с заявлениями о защите прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. То есть не хлопотать о судьбе отдельного гражданина, а возвысить голос за всех россиян. Любопытно, кстати, что сейчас такого рода право есть чуть ли не у всех, кроме уполномоченного по правам человека. Согласно тому же ГПК, с такими исками могут идти в суд органы госвласти и местного самоуправления, а также организации и сами граждане.
Понятное дело, что последние делают это реже всего, хотя как раз их права зачастую нарушаются сплошь и рядом. И это неудивительно, ведь недоверие людей к судебной системе страны – это всего лишь часть общего настороженного их отношения к нашему государству.
Но теперь у граждан, обиженных властями, появляется шанс передоверить общение с ними специальному должностному лицу. Для этого его полномочия, предусмотренные законами, планируется существенно расширить. Например, в статье 46 ГПК будет специально записано, что УПЧ «в случаях массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение» вправе обратиться с заявлением в суд. В интересах большого количества людей или, наоборот, одного, но который сам никак не может себя защитить.
В другой статье ГПК омбудсмену дается возможность подавать иски с требованием признать тот или иной правовой акт органов власти всех уровней полностью или частично противоречащим российскому законодательству. При этом никакого правового основания для подачи такого иска ему искать не надо. Будет достаточно его личного мнения, что в массовом порядке нарушены гарантированные Конституцией и законами права и свободы человека и гражданина. То есть если бы такое право принадлежало УПЧ давно, то, скажем, он уже несколько лет назад смог бы сам повести борьбу со скандальным постановлением правительства о платной рыбалке.
При этом у омбудсмена, естественно, сохраняется полномочие работать по индивидуальным жалобам россиян. Но предполагается его несколько расширить. Персональное дело гражданина УПЧ сможет использовать как пример, чтобы обратиться в суд не только на какие-то решения органов власти, но также на их действия и даже бездействие. Точно по таким же основаниям он подает в суд и на конкретного чиновника. Еще одно усиления статуса УПЧ заключается в том, что теперь он получает право вмешаться в какое-либо дело, проходящее в суде первой инстанции, до его завершения. Как и любой другой госорган, он сможет представлять в суды свои заключения по сути дела. Иначе говоря, омбудсмен получит возможность поддерживать иски инициативных граждан, скажем, своим письменным подтверждением об их полной правоте.
Таким образом, нынешний уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, чьи предложения президенту Дмитрию Медведеву, судя по всему, и стали причиной разработки в Минюсте нынешних законопроектов, получит в свои руки очень серьезные возможности. Которые, например, позволят ему более жестко отстаивать права людей на свободу собраний, предусмотренных статьей 31 Конституции РФ. Ведь теперь он сможет заступиться не за отдельных оппозиционеров, а защитить от полицейских дубинок неопределенно большой круг лиц.