0
1312
Газета Политика Интернет-версия

15.04.2011 00:00:00

Естественный отбор

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, современник


15 апреля 1956 года группа выпускников Школы-студии МХАТ показала свою самостоятельную работу – спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова. Режиссер – Олег Ефремов. И хотя официально о создании театра-студии «Современник» было объявлено два года спустя, в 58-м, днем рождения «Современника», думается, совершенно справедливо считается 15 апреля 1956 года. То есть случилось это 55 лет тому назад. Через год, в 57-м, «Студия молодых актеров» – так она поначалу называлась, ставит следующую пьесу Розова, «В поисках радости», в 58-м у «Современника» – первый закрытый, не выпущенный спектакль, «Матросская тишина» Галича.

Сегодня часто приходится слышать сожаление, я сам не раз сожалел, например, что не удалось родиться новому театру из гитисовского курса Олега Кудряшова, где учились Юлия Пересильд, Евгений Ткачук, Роман Шаляпин... Очень жалко. Но сами они признают – не было лидера, поскольку прав был Ленин – и в театре, как и в революции, без лидера никуда, в люди не выйдешь. Театры рождаются естественно, как люди. Не родиться трудно, если все прочие условия соблюдены. Можно вообразить, насколько труднее, невозможнее было рождение нового театра в 1956 году, хотя, конечно, и оттепель уже, и ХХ съезд – вот он, а многих уже к тому времени выпустили из тюрем и даже реабилитировали. Свежий воздух. Опять же – весна! И все-таки – переломить привычку, согласно которой все театры, какие нужно было открыть, уже открыты, уже в наличии, все, что нужно рабочему классу, колхозному крестьянству и советской интеллигенции, – все у нее уже есть, – переломить эту привычку было почти невозможно. И тем не мене не открыть «Современник» было невозможно, потому что театр – родился. Можно было только убить, что, в общем, и пытались сделать в последующие десятилетия. Тем не менее недавние премьеры, Бог даст, и та, которую обещают сыграть в понедельник, – убеждают: «Современник» – живой театр, и сегодня – один из лучших.

Точно так же было и с «Мастерской Петра Фоменко», время было другое, власть толком и не знала, хочет она новый театр или не хочет, нужен он ей или нет, – НЕ открыть «Мастерскую Петра Фоменко» было невозможно. Театр открылся, власти оставалось зафиксировать это обстоятельство, сделать запись в книге записей актов гражданского состояния.

То же – со Студией театрального искусства Сергея Женовача, хотя в этом, последнем случае счастливо обошлось без государственного участия, выяснилось, что и так бывает.

Когда слушаешь рассказы Галины Борисовны Волчек, Игоря Владимировича Кваши – как это было, поневоле завидуешь. Завидуешь искренности, чистым помыслам, безусловному романтизму. Олег Павлович Табаков сегодня с иронией вспоминает все эти уставные требования и правила – как долго терпели, отказывались от званий, как делили зарплаты, первым делом сбрасывая все деньги в общий котел, как в конце сезона собирались и на общем собрании решали, кому оставаться в театре, а с кем – не по пути... Романтики! Ревизионисты – в том смысле, что в конце 50-х они вновь решили испытать на прочность идеализм и романтику тех, кто шел в революцию по зову сердца, думая о всеобщем равенстве и всеобщем счастье. Однако же хоть в Москве, хоть в далеком Ташкенте, хоть в самой раскапиталистической Америке – театры рождаются всегда примерно так, с наивной верой в свое высокое предназначение. Великие театры – так. Даже при самом трезвом расчете, какой вроде бы имелся при открытии Художественного театра, и все равно – без романтических надежд и иллюзий не получается.

Беглый взгляд подводит, возможно, к легковесной мысли – театры, большие, важные, великие театры – всегда рождались на изломе эпох, когда в воздухе было много кислорода, даже озона. Что неизбежно подводит к вопросу – а может ли в наше время родиться театр, большой, важный, тем более великий? Когда все стабильно, запараллелено, имея в виду тандемы на всех уровнях? Основания есть или нет?

А если театр родится, о чем это скажет? О том, что в принципе возможно все и для театра нет и быть не может никаких объективных законов? Или – о том, что наше время не такое уж стабильное, как это кажется и как говорят нам?

Впрочем, все это – чистая теория, слова, слова, слова. О «Мастерской Петра Фоменко» как о театре, который есть и без которого жить нельзя, говорили, если память не изменяет, уже в 90-м и точно – в 91-м году, а приказ о его учреждении вышел в 93-м. В этом году среди выпускников во всяком случае московских театральных школ никто особо ни на что не претендует. Так что можно быть спокойным – если театр и вправду барометр жизни, он указывает на то, что волноваться нет оснований даже тем, кто считает себя метеочувствительным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1998
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1273
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
943
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1244

Другие новости