Владислав Сурков обнадежил активистов движения «Наши».
Фото Александоа Шалгина (НГ-фото)
В день, когда президент Дмитрий Медведев заявил о возможном своем участии в выборах-2012, первый заместитель главы его администрации Владислав Сурков приехал в офис движения «Наши». Прокремлевскую молодежь он уверил в безусловной поддержке властей. И объяснил им масштаб задач, стоящих перед организацией в год выборов.
Встреча была посвящена субботней антикоррупционной акции активистов движения ⌠Наши■. Напомним, что действо под названием «Белые фартуки» должно вывести на улицы Москвы, по замыслу организаторов, 50 тыс. человек. Владислав Сурков предупредил своих подопечных: «Я понимаю, что есть вопросы, которые нельзя решить, не спровоцировав общественное внимание каким-нибудь неординарным способом, но, прошу вас, держите себя в рамках закона».
Далее кремлевский чиновник, судя по всему, обращался не только к активистам молодежного движения: «Мы ведь не собираемся разрушать страну, мы поддерживаем власть, огромную государственную машину, которая состоит из разных частей, в том числе неповоротливых. Но если мы хотим, чтобы все доброкачественное и эффективное во власти уцелело, надо держаться закона...»
Замглавы президентской администрации показал, что он хорошо понимает озабоченности подопечных: «Сейчас вы сталкиваетесь с предвзятым, неискренним отношением либеральной прессы и отдельных людей к вашей деятельности». И снова Сурков, через головы слушателей, обратился к своим политическим оппонентам: «Конечно, всем этим критикам легко заниматься историями, построенными на вранье или экономической выгоде».
Поддержав проект молодых активистов по борьбе с просроченными продуктами, Сурков в резкой форме упомянул о попытках давления на него пострадавших бизнесменов: «На меня ведь многие предприниматели выходили и просили повлиять на вас, чтобы вы прекратили вашу работу. А я говорил им, что я вам верю и знаю, что, к счастью, вариант коммерческого заказа в случае вашей деятельности исключен. С просроченными продуктами иначе решить вопрос нельзя, нужно прессинговать этих сволочей».
Впрочем, начал Владислав Сурков с обозначения главной цели: «Коррупция опасна для нашей страны не только потому, что она повсеместна, она практически смертельна еще и потому, что в России берут взятки даже не процентом от прибыли, не из экономической логики, а закладывая свою коррупционную долю столько, сколько захотелось – двойную, тройную стоимость товара или услуги. Зафиксируют себе сумму, наберут ее взятками и уходят на пенсию. Такую коррупционную логику не выдержит ни одно общество». «Прекратить коррупцию можем только мы сами, – уверен Сурков. – Чем больше людей откажутся давать, тем больше шансов, что меньшее количество людей перестанут брать». Проблемы не исчезнут, пока общество не поможет государству, считает высокопоставленный чиновник: «Ведь ваши примеры: «Купил справку, заплатил за зачет» – это часть большой махины, которая уничтожает страну. Если вашему и следующему поколениям передадутся сегодняшняя алчность и безоглядность, страна будет просто выпотрошена».
Оппозиция здесь не помощник, считает Сурков, поскольку уверена, что коррупция существует только во власти: «Однако и президент, и премьер первые говорят о том, что эта проблема есть... предпринимают конкретные действия. А сами оппозиционеры между тем живут на серые зарубежные гранты, не скрывая этого, – что это, если не демонстрация коррупции, демонстрация вседозволенности? Они ведь должны жить по тем же законам, что и все. А тут получается, что за нарушение закона задерживать их нельзя, получать зарубежное финансирование позволительно – почему?»
Помимо правозащитников Сурков недобрым словом помянул политическую оппозицию, по вине которой «в 90-е годы коррупция была возведена в доблесть, в бизнесе было модно покупать и коллекционировать чиновников и потом меняться друг с другом государственными услугами»: «А сейчас те, кто создал эту систему, институционализировал коррупцию, обвиняют нас и готовят свои «антикоррупционные доклады». Очевидно, что Сурков имел в виду книги Бориса Немцова и Владимира Милова. Впрочем, системная оппозиция «этим тоже страдает», подчеркнул Сурков, и привел в пример мэра Братска, коммуниста, который выиграл выборы с программой по борьбе с коррупцией, а вскоре был уличен во взяточничестве.
Работа молодых активистов вдвойне тяжела, уверен Владислав Сурков, потому что они «волей-неволей сливаются в общественном сознании с государством, со всеми его проблемами». Он напомнил, что сам пришел в государство, «когда его штормило, а не тогда, когда сюда начали идти, чтобы присосаться к соске». «Мы не одни – с нами президент и премьер» – так закончил Сурков свое выступление. Тем самым подчеркнув единство тандема. Что было совсем нелишним в свете прозвучавшего в тот день заявления Дмитрия Медведева. Заметим, что визит в офис «Наших» состоялся вечером 12 апреля. В некотором смысле встреча выглядела мобилизационной: скоро выборы, и молодежь призывают не просто бороться с коррупцией, но и уверяют в поддержке государства, стоящего за спинами юных его апологетов. А также за кандидата, которого власти согласованно выдвинут на пост президента страны. А может быть, за одного из них, если оба лидера пойдут на выборы. Между тем антикоррупционная кампания, затеянная прокремлевским движением, вызывает недоумение у некоторых экспертов и политиков. Сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман считает, что привлечение молодых людей на борьбу с коррупцией – это «мобилизация козлов на охрану капусты»: «На какие средства они собираются созвать в центр Москвы десятки тысяч человек? Это дорогое мероприятие».
Визит Суркова Гозман считает неслучайным: «Обстановка в стране обостряется. Власть потеряла доверие людей. Расхожим стало мнение: «Они держат нас за быдло». Эффективность прокремлевской молодежи в деле борьбы с коррупцией подвергает сомнению и бывший председатель президентского Совета по правам человека Элла Памфилова: «Это не борьба с коррупцией, а симулякр. Все ведь зависит от того, кто привлекает к борьбе с коррупцией и кого привлекают». Собеседница «НГ» уверена, что антикоррупционная деятельность молодежных движений – бесполезная трата денег: «Это будет большое и затратное пиар-шоу с минимальной отдачей». Кроме того, Памфилова считает, что под видом борьбы с коррупцией власть создает еще одну «политическую дубинку» в преддверии выборов: «Этой дубинкой будут бить по головам всякого рода несогласных».