Тело Ленина вновь стало предметом горячих споров. На этот раз о мумии вождя пролетариата заговорили в связи с «планом десталинизации», предложенным Советом по правам человека при президенте. Этот проект имеет довольно смелую и трудновыполнимую цель – изменить общественное сознание. Чтобы россияне почувствовали себя свободными людьми и взяли на себя ответственность за будущее страны, пояснил глава президентского совета Михаил Федотов.
План предусматривает такие неординарные для России меры, как рассекречивание и публикация архивов о репрессиях, создание открытой общероссийской базы данных о пострадавших, инвентаризация и благоустройство мест захоронений убитых и умерших в лагерях и правовая оценка конкретных действий советских руководителей. Разработчики проекта предлагают даже запретить госчиновникам оправдывать преступления тоталитарного режима. А вот принять какое-то конкретное решение о теле Ленина они так и не решились.
Зато одно только политкорректное упоминание о мумии вождя уже взбудоражило отечественные массмедиа. Именно эта тема стала ключевой в публикациях и комментариях. Предложения оценить масштабы советской катастрофы, открыть архивы и запретить чиновникам тоталитарно мыслить сразу поблекли при одном только упоминании о ленинских останках. В случившемся сразу стали обвинять журналистов, ищущих жареное и снимающих пенку. Хотя журналисты ловят не то, что жарено, а то, что горячо. Ведь тема Ленина до сих пор будоражит общественное сознание: стоит только подумать о спичке, как начинает гореть.
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, бывший министр культуры Михаил Швыдкой предположил, что судьба тела Ленина в мавзолее на Красной площади в Москве будет решаться после президентских выборов в 2012 году. «Этот вопрос чувствителен для общества», – сказал Швыдкой. Похоронить Ленина, кстати, хотел еще Ельцин – не смог. Этот вопрос поднимался и перед прошлыми президентскими выборами – но так и завис.
Что же произошло с телом вождя, что одно упоминание о нем оказывается болезненно волнующим? Его тело стало сакральным.
Вряд ли у коммунистов был системный план по созданию своих богов. Это у них получилось интуитивно, невзначай. Сначала расстреливали священников и запрещали молиться. По инициативе Троцкого в российских городах начали даже возводить типовые памятники Иуде Искариоту, срывающему с себя веревку. Правда, успели возвести таковой только в Свияжске. Монумент простоял совсем недолго и таинственно исчез. А затем на этом месте был возведен Ленин и оказался долговечным. Свято место пусто не бывает. Потребность в вере, в смысле у человека даже более насущная, чем потребность в еде. Ленин умер как-то вовремя, чтобы стать вечно живым.
Благодаря его ликам над классной доской – с добрым прищуром и галстуком в горошек, благодаря октябрятским иконкам на школьных фартучках, песням, стишкам и прочим апокрифам он проник в сердце каждого. Ленин вечно с тобой – как и положено божеству, он был имманентен. Обещание коммунистического рая обеспечивало ему и трансцендентную функцию. Горки отсылали к Олимпу. Ну а мумия символизировала бессмертие. С точки зрения этой религии захоронить Ленина – значит осквернить его. Судя по тому, как горячо реагируют в России на одно только упоминание такой возможности, это до сих пор довольно распространенный на ее просторах культ.
Как теперь относиться к этой религии? Оставить ему право на существование согласно статье 28 Конституции, гарантирующей свободу совести и вероисповедания? Или признать тоталитарной, чтобы изжить? Сначала мы играем с мифами, а потом мифы играют с нами. Попасться в ловушку архетипа довольно легко, выползать из нее гораздо сложнее.
Интересно, что и среди сторонников, и противников захоронения Ленина звучит тема возмездия. Первые транслируют миф о бесплотной земле: пока тело диктатора не будет предано земле, его труп так и не даст земле возродиться. Вторые, наоборот, считают кощунством трогать Ильича – чревато. Оживают истории о восставших во мщении мумиях. И о мучительной смерти расхитителей гробниц, польстившихся на богатства фараонов┘
На самом деле за страхом наказания обычно прячется глубинная потребность в искуплении. По свидетельству психологов, массовые катастрофы способны оставлять болезненные следы в психике нескольких последующих поколений людей. Особенно влияют трагедии скрытые, недосказанные, недочувствованные, так и не прожитые до сих пор. Чтобы расстаться с болью прошлого, нужно ее отгоревать. В принципе «план десталинизации» и предлагает заняться этой работой. Но горевать не хочется, это вызывает сопротивление. Самый лучший способ такого сопротивления – поговорить о Ленине.
Кстати, благодаря современной науке тело Ленина может сохраняться неопределенно долгое время. Ему необходимо лишь периодически менять костюм.
Нижний Новгород