Юрий Чайка снова вступился за прокуроров.
Фото РИА Новости
В минувшие выходные получил продолжение давний конфликт Следственного комитета России (СКР) и Генеральной прокуратуры (ГП). Отношения двух структур обострились в ходе расследования новых уголовных дел, возбужденных СКР в отношении прокуроров Московской области. Надзорное ведомство остановило делопроизводство против своих работников, чем вызвало гнев в СКР. Эксперты «НГ» считают, что противостояние силовиков может закончиться отставками и Юрия Чайки, и Александра Бастрыкина.
Всего несколько часов просуществовали уголовные дела в отношении заместителя прокурора Московской области Александра Игнатенко, прокурора города Ногинска Владимира Глебова и прокурора города Клин Эдуарда Каплуна. Делопроизводство против двух фигурантов было инициировано в четверг.
В пятницу началось следствие против Игнатенко. Но к субботе заместитель генпрокурора Владимир Малиновский вынес постановление, которым прекратил все действия СКР в отношении младших коллег.
Напомним, управление СКР по Московской области подозревает Глебова, Каплуна, Игнатенко, а также начальника управления областной прокуратуры Дмитрия Урумова в коррупционных связях с известным организатором сети подпольных казино Иваном Назаровым. Прокуроров обвинили в систематическом получении взяток и так называемом крышевании криминального бизнеса. В прошлый четверг следователи успели провести первые обыски в кабинетах Каплуна и Глебова. Но через несколько часов Генпрокуратура остановила СКР.
Стоит отметить, что ГП недавно завершила проверку своих работников в 15 городах Подмосковья. В надзорном ведомстве считают недоказанной преступную связь Назарова с прокурорами. Но подтверждают, что хозяин нелегального игорного бизнеса имел неформальные контакты со многими работниками прокуратуры. Такие связи, по оценке ГП, считаются всего лишь нарушением служебной этики. И не могут быть основанием даже для увольнения. Прокурор Ногинска Владимир Глебов, например, получил «строгий выговор» за общение с Назаровым. Александр Игнатенко отделался той же дисциплинарной мерой.
В СКР придерживаются иного взгляда и считают, что «неформальные контакты» чиновников надзорного ведомства с бизнесменом должны быть квалифицированы как коррупция. «Следственный комитет не согласен с решениями прокуроров и намерен в ближайшее время их обжаловать», – заявил в минувшие выходные официальный представитель комитета Владимир Маркин.
Ведомственный конфликт может привести к отставке генерального прокурора Юрия Чайки и главы СКР Александра Бастрыкина, считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. «Судя по всему, это противостояние имеет личную подоплеку. А именно – неприязненные отношения между Бастрыкиным и Чайкой. Боюсь, что это может закончится увольнением одного из них или даже обоих», – полагает эксперт. По мнению собеседника «НГ», у генпрокурора много недоброжелателей во властных структурах: «Амбиции Чайки просто пугают некоторых политиков из окружения премьера Владимира Путина. С другой стороны, Бастрыкин не намерен останавливать борьбу за самостоятельность своего ведомства. Глава СКР нуждается в громких делах против работников прокуратуры, которая мешала ему в борьбе за независимость».
«Борьбой за власть» называет противостояние Генпрокуратуры и СКР адвокат Генрих Падва: «Два ведомства решают вопрос – кто главнее. И каждое хочет оказаться выше соперника. Следственный комитет стремится быть самостоятельным и бесконтрольным. Генеральная прокуратура хочет сохранить власть над следствием». Собеседник газеты считает, что конфликт имеет личностный характер. «Проблема, связанная с ведомственной реорганизацией, неизбежно ведет к вражде и новым трениям. Я не знаю толком, какие взаимоотношения у Юрия Чайки и Александра Бастрыкина. Но, судя всему, они не очень хорошие», – считает эксперт. Впрочем, адвокат уверен, что конфликт не будет долгим: «В какой-то момент настанет пора вмешаться президенту Дмитрию Медведеву. Глава государства должен будет лично объясниться с руководителями ведомств. Либо будет принят особый законодательный акт, объясняющий характер взаимоотношений между прокуратурой и следствием».