0
1239
Газета Политика Интернет-версия

28.02.2011 00:00:00

К вопросу о военном образовании госслужащих

Владимир Мухин
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Владимир Георгиевич Мухин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: минобороны, армия, реформа, совбез


25 февраля «НГ» опубликовала статью «Предвыборная конфетка для военного электората». В этом материале сообщалось, что «основные шаги, связанные с реформированием армии, отныне будет осуществлять не само военное ведомство, а Совет безопасности (СБ), где главным куратором этой работы станет заместитель секретаря СБ, экс-начальник Генштаба Юрий Балуевский».

Материал, на мой взгляд, вовсе не был сенсационным. Только факты и их журналистская оценка. Тем не менее, как ни странно, эту публикацию процитировала в СМИ пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова. Она заявила, что информация автора о том, что отныне кураторством военной реформы будет заниматься не Министерство обороны, а Совбез, – «это вранье». По утверждению Тимаковой, «в нашей стране за реформу Вооруженных сил отвечают два человека – Верховный главнокомандующий и министр обороны. Все остальные чиновники и должностные лица могут лишь ей содействовать».

И здесь пресс-секретарь президента, похоже, несколько погорячилась. Во-первых, именно Совбез должен разрабатывать основные направления военной реформы, в том числе реформы Вооруженных сил. Этот юридический факт отражен в Конституции страны (ст. 83), федеральных законах «О безопасности» (ст. 13–18) и «Об обороне» (ст. 4), Указе президента РФ от 5 февраля 2010 года № 146 «О Военной доктрине РФ» (ст. 2) и т.д.

Во-вторых, ни в одном из документов, на основе которых в России организована структура власти и функции государственных институтов, нет положения о том, что за разработку реформ в военной сфере отвечает министр обороны. И слава богу, как говорится. У нас же не Ливийская Джамахирия, а демократическое, современное государство. Значит, во всех проводимых реформах в стране должны участвовать все ветви власти и само общество, а не какие-то конкретные личности и чиновники. При этом ни одно ведомство не должно реформировать само себя. Это аксиома для любого цивилизованного государства.

Министр обороны, конечно, отвечает за проведение военной реформы в армии и на флоте. Он вправе по Закону «Об обороне» делать предложения, связанные с военным строительством. Но давать оценку этих предложений и намечать основные меры по их реализации должны Совбез и другие ветви власти. По закону «Совет безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества и т.п.».

Понятно, что записанное в Конституции и законах, к сожалению, не всегда выполняется. Но, как известно, Дмитрий Медведев – юрист по образованию и старается установить в стране власть закона, а не конкретных личностей. Именно Дмитрий Медведев накануне Нового года подписал новую редакцию Закона «О безопасности», в гл. 3 которой изложены статус, задачи и функции Совбеза РФ. В ст. 14 (подпункты 2 и 3) на этот орган возложены функции по формированию «государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией┘ прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации», а также закреплена функция координатора всей этой работы. То есть слова «выработка мер» являются не чем иным, как определением для Совбеза функций, связанных с реформами в сфере обороны, читай – военной реформы. Именно СБ, председательствует в котором президент, отвечает за все преобразования, происходящие в сфере обороны. Этой конкретной функцией, правда, Совбез обладает совсем недолго, всего два месяца. И сейчас, естественно, в государстве идет перезагрузка механизма, связанного с выработкой алгоритма действий ветвей власти в военной сфере.

К сожалению, за все постсоветское время основные идеи по преобразованию армии и флота выдвигало само военное ведомство, и оно же их реализовывало. К чему это приводило – многие помнят. В конце 90-х – начале 2000-х годов по инициативе тогдашнего министра обороны Игоря Сергеева за счет сил ракетно-космической обороны и военно-космических сил сначала укрупнили Ракетные войска стратегического назначения, а затем разделили их на два самостоятельных рода войск – РВСН и Космические войска. В 1998 году упразднили главкомат Сухопутных войск. А спустя три года вновь восстановили его. Официально эти реформы признали ошибочными, но никто ответственности за это не понес. В 2004–2007 годах по инициативе тогдашнего министра обороны Сергея Иванова была разработана и реализована федеральная целевая программа (ФЦП) по переводу войск на профессиональную основу. Были сформированы части и соединения, полностью состоящие из контрактников. В 2009 году эта ФЦП была признана ошибочной. И теперь действует ФЦП по комплектованию профессионалами только остродефицитных специальностей и сержантских должностей. В 2008–2010 годах уже при нынешнем министре обороны Анатолии Сердюкове резко сократили численность офицеров. А так как офицеров стало мало, а контрактников не прибавилось, резко вырос уровень дедовщины. Решили увеличить штаты офицеров в армии и на флоте на 70 тыс. «штыков». И чтобы не было виноватых, говорится о том, что они нужны для создания сил военно-космической обороны┘

«НГ» (см. номер от 20.11.09) как-то писала о письме Анатолия Сердюкова премьеру Владимиру Путину, в котором министр предлагал поднять денежное довольствие «в качестве эксперимента» только военнослужащим армии и флота. Не получилось, потому что вмешались Совбез, Госдума и общественные организации. Теперь повышать оклады будут всем силовикам.

Сейчас, когда новый Закон «О безопасности» начинает действовать, с черного хода к премьеру уже не зайдешь. Все инициативы Минобороны проходят через Совбез. Кстати, Анатолий Сердюков это, похоже, понял. На совещании 2 февраля с.г. у президента министр заявил, что вопрос об увеличении в войсках прослойки контрактников будет решен только после того, как его рассмотрит Совбез.

В Российской армии, чтобы поддерживать на должном уровне образованность военнослужащих, введена общественно-гуманитарная подготовка (ОГП), по-старому – политзанятия. Думается, не лишним было бы ввести ОГП и для гражданских чиновников.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1806
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1533
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1337
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости