Во вторник президент Дмитрий Медведев провел экстренное заседание Национального антитеррористического комитета. Совещание главы государства с силовиками проходило в столице Северной Осетии – Владикавказе, куда глава государства неожиданно прибыл накануне. Поводом для чрезвычайного собрания НАК стали последние громкие теракты в Кабардино-Балкарии. Президент признал, что терроризм на Кавказе стал повсеместным явлением. На решение этой проблемы, считает президент, уйдут десятилетия.
Перед заседанием Национального антитеррористического комитета президент заехал в Беслан. Кортеж главы государства остановился у городского кладбища, где похоронены жертвы страшного теракта, случившегося здесь шесть лет назад. Возложив цветы к памятному монументу, президент вернулся во Владикавказ.
Вероятно, эта поездка и минуты, которые президент провел у могил бесланских школьников, задали общий тон заседанию комитета. Президент выглядел озабоченным, часто заглядывая в лежащую перед ним шпаргалку, а его речь была эмоциональной: "Террористов нужно предавать суду, а если они оказывают сопротивление, безжалостно уничтожать. Эти выродки не церемонятся с женщинами и детьми, и их нечего жалеть».
Обозначив свою позицию, Медведев перешел к конкретным мерам. Отныне члены правительства должны регулярно бывать на Северном Кавказе. Глава государства недоволен тем, что работой в этом федеральном округе занимаются только он и вице-премьер Александр Хлопонин: «Все должны сюда приезжать регулярно. Северный Кавказ - зона повышенного внимания". «Составьте графики, кто, когда и что посещает», - прозвучало поручение федеральным министрам. Совет почаще бывать на Кавказе получили и губернаторы. Их пребывание в регионе, по мнению президента, поможет активнее обмениваться опытом.
Основной посыл президентской речи свелся к тому, что Кавказ – горячая точка России: «Именно здесь наши граждане практически ежедневно сталкиваются с терроризмом. Он присутствует здесь практически повсеместно. Теракты происходят весьма часто". Дмитрий Медведев посетовал на то, что улучшения ситуации так и не произошло: "Теракты в прошлом и в этом году показывают, что у нашей страны еще много проблем с безопасностью».
Президентское выступление не ограничилось констатацией печальных итогов борьбы с терроризмом. Дмитрий Медведев вдруг заговорил о ситуации на Ближнем Востоке и в арабском мире. Положение в этом регионе, по его словам, оказывает прямое воздействие на ситуацию в России. Распространение экстремизма, терроризма и радикальных религиозных течений, по оценке главы государства, «будет длится десятилетиями». Президент отверг перспективу ближневосточного сценария на юге России, но подчеркнул, что опасность лежит в другой плоскости. «Давайте будем честными перед самими собой, не надо самообманываться и вводить граждан в заблуждение, - обратился к подчиненным Дмитрий Медведев, - это большая, сложная проблема, по которой нам придется предпринимать очень серьезные усилия на протяжении очень длительного времени».
Рецепты для исправления ситуации, впрочем, не стали такими же откровенными. По мнению Дмитрия Медведева, необходимо всемерное развитие регионов вообще и Северного Кавказа в частности, развитие социальных программ, создание рабочих мест, поддержка просвещения и максимально широкая поддержка российского ислама. Свою речь глава государства завершил жесткой репликой: «Тот, кто готов измениться, должен получить шанс, тот же, кто хочет крови - захлебнется своей кровью. Это наша страна и наша земля, мы обязаны навести у себя порядок, для всех нас, и прежде всего для наших детей, и мы наведем порядок».
После эмоционального выступления президентских откровений настала очередь силовиков. Директор ФСБ Александр Бортников заговорил о проблемах безопасности на транспорте. Оказалось, что только после теракта в Домодедово удалось хоть как-то решить проблему разграничения полномочий между собственниками аэропортов и правоохранительными органами в вопросах безопасности. «Мы излишне полагали, что после терактов 2004 года меры в области авиационной безопасности приняты достаточные", - признался Бортников. Теперь оказалось, что это не так. Директор ФСБ заверил президента, что некоторые его поручения о повышении мер безопасности уже выполняются. Например, скоро объекты транспорта будут оснащены системами контроля и оборудованы по периметру заградительными сооружениями. Александр Бортников также пообещал, что в июне 2011 будет рассмотрен вопрос обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и в метро. А в октябре эти меры будут приняты на морском и речном транспорте.
Глава МВД Рашид Нургалиев тоже признался в малой пользе некоторых мер безопасности на транспорте. Те, которые раньше смотрелись достижениями, теперь считаются «малоэффективными», подчеркнул министр. В частности, он пожаловался на системы видеонаблюдения: "Информация только с половины видеокамер в вокзальных комплексах выводится на мониторы дежурных частей». При всем при этом, заметил Нургалиев, «практически отсутствует видеонаблюдение на перегонах железнодорожных путей». Кроме того, выяснилось, что междугородное и международное автобусное сообщение – «по сути дела не контролируется». Впрочем, министр пообещал, что его ведомство потратит больше 2 млрд. рублей на оснащение полиции новейшим оборудованием, которое позволит выявлять террористов еще на подходе.
Вопросы безопасности транспорта заставили Дмитрия Медведева вновь повторить свою угрозу об увольнении и наказании ответственных. Вспомнив о теракте в Домодедово, президент заявил, что должностные лица, отвечавшие за организацию процесса, наказаны. "Но это не означает, что по итогам расследования не будут приняты новые решения", - подчеркнул глава государства.