Александр Бастрыкин требует уголовной ответственности для юридических лиц.
Фото PhotoXPress.ru
На вчерашней коллегии Следственного комитета России (СКР) глава ведомства Александр Бастрыкин подвел неутешительные итоги прошлого года. Он отметил значительный рост преступности на почве экстремизма. Увеличилось также число коррупционных правонарушений. Бастрыкин заявил о появлении в стране «качественно нового вида преступности» и предложил реформу российского уголовного права. Некоторые инициативы главы СКР эксперты «НГ» оценивают скептически.
Центральное место на коллегии заняли статистические данные по преступлениям. «На Северном Кавказе, как все вы хорошо знаете, сохраняется сложная криминогенная обстановка, – обратил внимание коллег на ситуацию в регионах Александр Бастрыкин. – Экстремистская преступность в СКФО выросла более чем вдвое. Не прекращаются вылазки бандитского подполья, увеличилось число терактов». Словно в подтверждение слов Бастрыкина в четверг в дагестанском Кизляре прогремели взрывы.
Всего же за 2010 год в России было совершено 464 преступления террористического характера, заявил глава СКР. Центрами терроризма в России объявлены Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария. В этих регионах совершается больше всего терактов.
Кроме горячего юга, рост преступности на экстремистской почве отмечен по всей стране. Количество этих правонарушений возросло на 20%. Бастрыкин косвенно признал, что экстремизм российских граждан провоцируют преступники-иностранцы: «Скажем откровенно, в большинстве случаев преступность мигрантов играет на руку различного рода разжигателям национальной вражды». По данным СКР, в прошлом году следователи разбирали 49 тыс. преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства. По оценке главы ведомства, «бесчеловечные и циничные» деяния «провоцируют межнациональную напряженность».
Для помощи следователям Бастрыкин предложил быстрее создать общефедеральную дактилоскопическую картотеку. Собирать отпечатки пальцев въезжающих в Россию трудовых мигрантов – тема, по которой уже несколько лет ведутся споры. Если в СКР считают, что картотека помогает в расследовании преступлений, то в других ведомствах ему решительно возражают. «Мы не против дактилоскопии. Это реальная мера против нелегальной миграции, – заявил в четверг официальный представитель Федеральной миграционной службы Константин Полторанин, – но вряд ли она станет эффективной мерой в сфере профилактики правонарушений. Кроме того, такая программа потребует огромных затрат».
На заседании глава СКР выступил с необычной законодательной инициативой. По его словам, в Следственном комитете подготовлен законопроект, учреждающий меры «уголовно-правового характера в отношении юридических лиц». По оценке Бастрыкина, рост преступлений говорит о том, что «в России сформировался качественно новый вид преступности – преступность юридических лиц». Она требует нового вида ответственности, уверен председатель комитета.
«Дискуссия по теме уголовной ответственности для юрлиц ведется как минимум последние 20 лет, – рассказал корреспонденту «НГ» полномочный представитель правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. – На Западе существует такая ответственность. В конструкцию российского уголовного права эта новация никак не вписывается. Дело в том, что в нашей системе есть доминанта, определяющая, что ответственность наступает только за вину. Вина – это проявление субъективной воли лица. Поэтому может быть уголовная ответственность руководителя юридического лица – человека. Но такая ответственность для юридического лица, с точки зрения моей и многих российских юристов, является неприемлемой. Впрочем, этот законопроект – не ересь. Это вопрос теории права».
«Для нашей правоприменительной практики ответственность юридических лиц – очень необычная новация. Даже как-то слух режет, – рассказал «НГ» председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. – Это вопрос теоретический и дискуссионный».