0
1731
Газета Политика Интернет-версия

17.02.2011 00:00:00

Опасность узкоколейки мышления

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая - обозреватель "НГ".

Тэги: образование, школа, стандарт


На сайте Минобразнауки РФ второй день висит новый вариант федерального государственного стандарта (ФГОС) для старшей школы. Напомним, первый документ появился для обсуждения в Сети в ноябре 2010 года. Но бурную дискуссию вызвал лишь в конце января. Началась она в блогосфере. И в новый этап своего развития вступила после ответа первых лиц государства на письмо учителя русского языка и литературы Сергея Волкова. Вслед за учителем те же самые вопросы власти задали подписавшиеся 23 тыс. человек. Итак, с 15 февраля в Интернете можно ознакомиться с обновленной версией ФГОС.

Как говорят эксперты, приближенные к Минобразнауки РФ, дискуссия, начавшаяся с учительских заблуждений, продолжает дрейфовать в сторону политических баталий. (Сразу после появления документа в Сети первые комментарии уже успели дать политические оппоненты партии власти. Комментарии, надо сказать, язвительные и уничижительные.)

Первую поправку к такому замечанию экспертов можно сделать следующую – «с заблуждений разработчиков». Если ими делалась ставка исключительно на снижение затрат домохозяйств и ожидалось, что новые стандарты по этой причине непременно будут приняты обществом – это даже не просто заблуждение, это огромный промах авторов проекта. Спросите себя честно, когда в России родители экономили на образовании своих детей? Не стоит сегодня говорить и о том, что критикуют стандарт в основном только учителя, которые боятся за свое шаткое положение. Когда родители стандарта столь своеобразным способом разводят понятия – «базовый» предмет, «общий» и «обязательный», – что никто ничего не может понять, то крик поднимают уже не только педагоги. Столь же нерасшифрованными остаются и другие понятия – «интегрированный курс», «профильный» и «при желании».

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на днях успокоил депутатов, что обязательных предметов будет 10. В новом варианте изменения блогеры пока увидели лишь относительно предмета «русский язык». Его убрали из дисциплин по выбору. «Приписку об «обязательности» того или иного предмета не получила в стандарте больше ни одна предметная область, в том числе математика и информатика», – нервничают агентства новостей.

Впрочем, что такое «обязательность», когда уровни все равно разные. Вы обязательно будете знать, но... только на своем уровне. На каком? И что это в себя включает? И главное, что этот уровень для жизни даст?

То есть все то же недоумение у общества так и осталось. «Заблуждение», готовое вылиться в новые бои. Вопрос стандартов шире, чем он видится даже самим авторам скандального документа. Потому что на повестку дня выходит главный вопрос – сужается поле общего образования или нет? Если да, то вопрос о конкурентоспособности страны в будущем вообще даже не надо ставить.

И тогда вопрос – нужна вариативность или нет – становится вторичным. Вариативность какого образования? Выбор между чем и чем – хорошим и никаким?

Реформаторы сетуют, что для поступления в вуз не хватает базового образования. Но разве новый стандарт эту ситуацию исправляет? Судите сами: школьное образование становится узкоколейным, а что будет в таком случае с высшим? Вы вообще слышали формулу – узкоколейное классическое высшее образование?

Нас убеждают, что на смену «фабрикам учеников идут школы мышления». Какие школы мышления? Вообще-то после прочтения документа закрадывается крамольная мысль, что стандарт просто мечется между старым и новым. Ведь он фактически предлагает возвратиться в чем-то к старой модели. Помните, в советской школе русский язык заканчивался в 8-м классе. Дальше в 9–10-м была литература. Сегодня русский язык «тянут» до выпускного класса. Почему? Иначе школьники не сдадут ЕГЭ.

Но если все идет именно к такой модели «узкоколейности», так объясните же, господа разработчики, в конце концов народу, что полное общее образование заканчивается в средней общеобразовательной школе в 9-м классе. А в 10–11-м будет уже «вариативное». Объясните народу, за счет каких ресурсов его можно «втянуть» в такой размер. На каких предметах это можно сделать безболезненно и почему. С какими учителями это можно сделать и как. Но кто ж такое скажет...

Сегодня вся «вина» за стандарт возлагается на разработчиков. «Министерству надо яснее сформировать свою позицию по вопросу, – предлагает директор образовательного института «Эврика» Александр Адамский, – и не передоверять все функции экспертам». Но Минобразнауки РФ, обжегшись уже на десятом стакане молока, впрягаться в новые битвы не готово.

«Проект новых стандартов для старшей школы, подготовленный экспертами, выделю особо, экспертами, а не министерством, – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко депутатам, – еще очень далек от того, чтобы быть принятым и утвержденным. Пока мы не достигнем если не консенсуса, то очень широкого согласия по этому стандарту, он не будет мною утвержден».

А консенсус у нас, как и Восток, – дело тонкое. Непонятно откуда появляющееся. И подчас эфемерное. Как и школа мышления, к которой мы идем. Нет, правда, неужели эта замечательная новая школьная эра начнется с внедрения стандарта. Одним прекрасным осенним днем. Махом. С теми же самыми учителями, с той же самой базой? Нет, говорят нам, учителей переучат, школу переоснастят. А вот тут у народа опять случается заблуждение. Да что у народа! Сами разработчики соглашаются, что исполнение стандарта весьма и весьма проблематично. Где столько денег-то взять! Да и сам стандарт вряд ли будет доведен до совершенства, потому что проходит согласование во многих других ведомствах. А после прочтения там уже идут в основной документ всякого рода поправки. «И висят потом из него заячьи длинные уши... чужого невнятного интереса», – как честно признался журналистам академик Российской академии образования Александр Асмолов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1836
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1563
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1355
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
987

Другие новости