Денежные подношения сегодня уже не в моде у чиновников.
Фото PhotoXPress.ru
Вчера Дмитрий Медведев внес в Госдуму новый законопроект о борьбе с коррупцией. Решено, что наиболее эффективным окажется способ не столько сажать коррупционеров, сколько брать с них штрафы, многократно умноженные на сумму взятки. Максимальный разрешенный коэффициент – 100, при условии, что сумма не превысит полмиллиарда рублей. Кстати, штрафовать тех, кто берет, будут круче, чем тех, кто дает. Между тем непонятно, почему такие ужесточения вводятся именно за взятки – для высокопоставленных чиновников давно непопулярный способ повышения благосостояния.
Депутатам Госдумы вчера был представлен очередной законопроект, направленный на противодействие коррупции. Президент внес в нижнюю палату поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Смысл документа заключается в том, что за взятку будет прежде всего назначаться штраф. Причем многократно превышающий сумму мзды. Штрафовать станут как взяткополучателей, так и взяткодателей. Но последних не так уже и строго. Им и штрафы предполагается выписывать меньшие, и сроки тюремные давать более щадящие.
Например, взявшему деньги могут дать до 3 лет, а давшему – только до 2. Кроме того, принесшему «конверт» можно будет избежать уголовной ответственности. Для этого в УК сохраняется примечание: «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и если либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки».
Сами же взятки, имеющие хождение на территории РФ, отныне будут подразделяться на четыре вида. Самое милое название у первого – «простая взятка». Суммой до 25 тыс. руб. За такую мелочь и наказание предлагается назначать не очень существенное – 25–50 крат. Это получателям. Давателям же – 15–30 крат. Если в деле значатся деньги в размере до 150 тыс. руб., то их мы должны будем называть «значительные». Крупными суммы будут считаться со 150 тыс. и до миллиона. Все, что свыше, предложено называть «взятка в особо крупном размере». И наказывать за нее станут штрафом, который исчисляется суммой взятки, умноженной на коэффициент от 80 до 100 или от 70 до 90 – опять же в отношении взяткодателя.
А еще президентские юристы во вчерашнем законопроекте решили поправить не связанные со взятками статьи. К примеру, они записали, что теперь под статью о конфискации имущества и денег должна подпадать невыплата зарплаты, пенсий, стипендий и прочих пособий. С уточнением – если были корыстные побуждения. То есть если собственник не платит людям денег просто так, то наказать его, конечно, можно, но конфисковать ничего нельзя. Между тем не очень понятно, как, с одной стороны, можно доказать корысть в этом деле, а с другой – как ее там может не быть. Интересно, что в пояснительной записке есть и другие упоминания о конфискации. Оказывается, скажем, что на статью о мошенничестве этот механизм распространить нельзя. Потому что, дескать, надо прежде всего вернуть деньги пострадавшим, а не изымать их в доход государства. Неясно, отчего не компенсировать пострадавшим напрямую из госказны. И еще – под конфискацию нельзя подводить статьи УК о растратах и хищениях, а также о получении взятки. Впрочем, авторы проекта в статьях Кодекса явно запутались. И назвали статью 290 «Дача взятки», хотя она на самом деле говорит о ее получении.
Такая же путаница, судя по всему, присутствует в их головах и тогда, когда они – а вслед за ними и президент – уверяют, что поправки в УК поспособствуют более эффективной борьбе с коррупцией. Среди врачей, преподавателей, гаишников и муниципальных чиновников – без сомнения. Среди судей, прокуроров, следователей, федеральных и региональных чиновников – вряд ли. Ведь на этих уровнях и в этих сферах давно применяются иные способы получения дополнительных доходов. Откаты, боковины, прием родственников на хорошие места, пакеты акций на предъявителя, наконец, просто перевод денег в загранбанки на вполне легальные счета – вот современный арсенал. Недаром вчера в Госдуме после прочтения нового медведевского творения опять вспомнили о нератифицированной до конца Конвенции ООН по противодействию коррупции. Потому что справиться с главным российским злом, захватившим именно правящие слои, президентская инициатива не сможет.